+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.04.2019 16:27:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Новые вызовы и новые горизонты для Сибири

В связи с новыми экономическими условиями меняется структура грузовых перевозок Сибирского региона. Как развиваются крупные узлы транспортно-логистической сети СФО, открываются ли новые маршруты, растет ли спрос на логистические услуги, каковы новые возможности по ускорению грузов и перспективы развития инфраструктуры региона?
Главные тренды

В современном состоянии транспортно-логистической инфраструктуры СФО участники рынка выделяют несколько тенденций.

Первая – возобновление реализации инвестиционных проектов, которые были заморожены или отложены в кризис. Президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергей Максимов рассказывает о создании промышленно-логистического парка «Восточный». Для его реализации объединились транспортные компании – члены Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. На каждом участке единой площадки каждая из этих компаний будет реализовывать свой проект. Экономия будет достигаться за счет сокращения затрат на общую инфраструктуру.

Целый ряд проектов касается и создания складских комплексов и контейнерных терминалов. В настоящее время есть планы развития трех контейнерных терминалов, которые находятся в Новосибирской области: «Клещиха» («ТрансКонтейнер»), терминалы компании FESCO и группы компаний «Евросиб».

Пришли на сибирскую землю и инвестиционные транспортные проекты на основе ГЧП, добавляет глава практики ГЧП в России «Фрешфилдс Брукхаус Дерингер ЛЛП» Федор Теселкин.

Вторая тенденция – развитие контейнеризации в регионе. «Мы прирастаем переработкой контейнеров именно в Новосибирском транспортном узле. Это связано с увеличением объемов перевозок и ростом контейнеризации как таковой. Новосибирск сам по себе распределяет этот поток на соседние регионы – в Томскую, Омскую, Кемеровскую области, Алтайский край», – объясняет С. Максимов.

При этом при росте контейнеризации грузоотправители говорят о дефиците контейнеров на красноярской дороге. По мнению директора ООО ТК «Транспортные системы Красноярск» Эдуарда Камаева, этот дефицит создали именно китайские покупатели. «Сейчас элементарно не хватает контейнеров. Компании – собственники инфраструктуры и собственники контейнеров физически не справляются со своей работой просто потому, что объем планируемого груза в контейнерах достаточно большой», – говорит он.

Несмотря на эти тенденции, вышедшие на первый план в последние годы, представители отрасли и эксперты говорят о плавном, а не резком развитии в регионе. Заместитель генерального директора по железнодорожному транспорту ООО «Холдинг Сибуглемет» Евгений Кузнецов в целом вовсе не видит каких-то глобальных изменений и кардинальных улучшений за последние несколько лет. Но, как и его коллеги, подчеркивает, что сейчас ведется большое количество капремонтов и идет восстановление инфраструктуры. Резерв для увеличения провозных мощностей на Кузбассе есть, говорит он.

Еще одна тенденция: все больше клиентов железной дороги хотят получать все услуги сразу. «Если раньше экспедитор просто мог предоставлять услугу по оплате ж/д тарифа, имея единый лицевой счет на железной дороге, последние год-полтора предлагают и вагоны в комплексе, и оплату тарифа, и услуги в порту.

Сроки доставки

В майском указе президента РФ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» одна из задач, обеспечивающих развитие транспортных коридоров Запад – Восток и Север – Юг для перевозки грузов, – сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом, в частности с Дальнего Востока до западной границы РФ до 7 дней, и увеличение объема транзитных перевозок контейнеров железнодорожным транспортом в 4 раза.

Помимо таких глобальных стратегических целей для страны, сокращение сроков доставки является задачей для каждой конкретной компании. Именно на увеличении скорости перевозчики, равно как и предприятия, могут выиграть в конкурентной борьбе и получить дополнительный доход.

Президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев рассказывает, что, например, в компании «Лонгран Логистик» сейчас внедряется технология «Грузопровод». Ее суть состоит в том, что через каждые 600 км оборудованы площадки для перецепа. В итоге прицеп с грузом двигается 24 ч 7 дней в неделю. В городах, где находятся клиенты, у компании есть маневровые тягачи, которые доставляют к клиентам прицепы с грузом.

По словам других участников рынка, сокращение срока доставки ярко наблюдалось в 2015–2016 гг. Но, к сожалению, в 2018 году срок доставки несколько увеличился в связи с большим объемом путевых работ и тем объемом инвестиций, которые осваивает ОАО «РЖД».

Растет ли конкуренция?

В. Трунаев называет конкуренцию на рынке перевозчиков огромной. Из столицы России, Китая и дальневосточных портов в Сибирь завозится огромное количество импорта. Новосибирск, как известно, выступает в роли перевалочной базы. В обратном направлении – из Новосибирска в Москву – везти практически нечего. Поэтому ставки на перевозку по маршрутам Москва – Новосибирск и Новосибирск – Москва отличаются в 2–2,5 раза. И чтобы не уйти из Новосибирска порожняком, транзитные перевозчики готовы загрузиться на любых условиях, что, естественно, обостряет конкуренцию.

С. Максимов отмечает, что сегодня каждая из транспортно-логистических компаний прорабатывает определенные схемы доставки грузов. Упор все больше делается на время.

Что касается конкуренции, по скорости доставки продолжает выигрывать авиация. К примеру, в новосибирском аэропорту Толмачево фиксируется рост авиационных грузов. «Но если взять суммарный грузопоток, это не очень большая доля. Все дело в высокой цене. Именно поэтому важно развитие железнодорожных сервисов и автомобильной доставки в том числе», – говорит С. Максимов.

Остро чувствует конкуренцию между грузоотправителями и Евгений Кузнецов: «Каждый грузоотправитель считает себя обиженным на то, что железная дорога кому-то дает больше преференций. Но если совсем обобщенно смотреть на это, все-таки железная дорога не отдает предпочтение кому-то», – комментирует он.

Он обращает внимание на еще одну тенденцию в развитии Сибирского региона: железная дорога в первую очередь обеспечивает перевозку в специализированные порты и угольные терминалы и при этом ограничивает и дает везти меньше в специализированные порты. Другими словами, пытается провезти в единицу времени и пространства большее количество вагонов.

Где новые маршруты?

В разговоре о новых направлениях и маршрутах В. Трунаев настроен пессимистично: «Откуда им взяться, если не строятся новые дороги?» Традиционными маршрутами новосибирских перевозчиков по-прежнему остаются Москва – Новосибирск, Новосибирск – Хабаровск, Новосибирск – Маньчжурия (КНР).

Еще осенью 2017 года по инициативе Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири правительством Новосибирской области создана рабочая группа по проработке вопроса по организации пассажирско-почтово-багажного поезда по маршруту Урумчи – Казахстан – Новосибирск.

Поезд должен формироваться либо из пассажирского поезда со включением туда почтово-багажных вагонов, либо целиком из почтово-багажного поезда, но двигающегося со скоростью пассажирского. Тогда в реализации данного проекта выразили заинтересованность как грузовые логистические компании, так и представители туристического бизнеса.

Какой именно груз будет перевозиться? С. Максимов говорит о достаточно взвешенном потоке сборных грузов. Из Китая – товары интернет-торговли, игрушки и т. д. В Китай – кондитерские изделия (печенье), продукты питания, минеральная вода.

Перевод грузопотока с автомобильного на железнодорожный транспорт сделает доставку быстрее и дешевле. Но есть ряд трудностей: при ж/д перевозках необходим переход на другую колею и смена тележек на границе Казахстана и Китая. А при автоперевозках ситуацию осложняет запрет на проезд и российских, и казахстанских перевозчиков на территорию Китая далее чем на 50 км.

В разговоре о новых маршрутах генеральный директор ООО «Иркутская грузовая компания» Михаил Дроздов  обращает внимание на некоторое изменение потоков: «Раньше преимущественно это был импорт, который шел из Китая через железнодорожные погранпереходы на территорию страны или транзитом. Теперь есть еще и погрузка в обратном направлении», – говорит он.

Прогноз на перспективу

Э. Камаев со ссылкой на планы нового руководителя Красноярской железной дороги Вадима Владимирова говорит о его намерениях по постепенной расшивке узких мест и добавлению маневровых. «Если мы говорим о том, чтобы Красноярская железная дорога нормально принимала грузоперевозки и они своевременно уходили, речь идет о перспективе лет пяти. Единовременно этого не произойдет», – добавляет он.

Будущее развитие инфраструктуры также зависит и от цены на уголь. «Не секрет, что сейчас львиную долю себестоимости угля на границе имеет транспортная составляющая. И российским угольщикам очень тяжело конкурировать с угольщиками, скажем, Австралии или других стран, которым не надо везти по железной дороге 5–6 тыс. км уголь для того, чтобы перевалить его на воду».

Помимо характера продаж и колебаний цен, участники рынка указывают и на сильную заадминистрированность транспортного рынка – причем как со стороны и РЖД, так и со стороны Министерства транспорта (в лице Росжелдора). Как будет развиваться рынок, по словам самих операторов, во многом зависит от регулятора.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions