Человек vs робот
Роботам в СДЭК отдали самый сложный процесс – сортировку коробок, свертков, пакетов по 144 направлениям. Роботы круглосуточно обрабатывают не только исходящие потоки, но и входящие – это более 80 тыс. отправлений по более чем 15 тыс. адресов. Машины, если сравнивать их с людьми, имеют одинаковую скорость обработки груза, но пропускная способность склада разная, при этом благодаря роботам она удвоилась, говорит Надежда Тайц, директор северо-западного филиала СДЭК.
«Нас не устраивает использование стандартной механической сложно адаптируемой системы, которую нужно полгода монтировать, а потом еще год настраивать. Именно поэтому мы сделали выбор в пользу роботов», – говорит она.
Систему спроектировала, а также поставила, развернула и обучила работе российская компания «НИССА Инжиниринг». Программное обеспечение интегрировано с внутренней системой СДЭК ЭК5. Роботы выдержали и стресс-тест, когда под обработку им направили не только грузы из сортировочного центра, но и все отправления двух петербургских складов.
«Новая система продемонстрировала хороший темп работы», – говорит Н. Тайц.
Проверка в высокий сезон
Сейчас руководство СДЭК признается, что они, запуская роботизированную линию в самый высокий сезон, рисковали. Передать складские операции роботам до последнего времени не решалась ни одна из российских компаний, работающих на рынке e-com и курьерских услуг. Подобных решений в России нет, впрочем, ничего подобного нет ни в Старом, ни в Новом Свете.
«Изначально все же нам это решение сложно далось», – говорит Н. Тайц.
Есть что-то подобное в Азии, но они не используют роботов в таких промышленных масштабах: там и площади меньше, и роботы выполняют другие задачи, добавляет она. Опыт работы с уже классической сортировочной конвейерной линией у СДЭК тоже есть. Она занимает от 5 тыс. кв. м на подмосковном складе и показывает экономический эффект только при потоке от 5 тыс. корреспонденций. Петербург же пока имеет меньший грузопоток, да и под роботов отдана складская территория почти на треть меньше, чем в Москве, всего 1,5 тыс. кв. м. Кроме того, конвейер сортировочный, чтобы показать высокий экономический эффект, должен всегда работать, и возможности сменить производительность и конфигурацию нет, говорит Н. Тайц.
«В роботизированном решении можно менять настройки каждые 15 минут: возможно наращивать мощности с четырех до почти 6,5 тыс. отправлений. Есть возможность увеличивать количество направлений, по которым может отправлять грузы. Впрочем, часть роботов можно легко отправить на работу на другие склады, если появится в этом необходимость – главное, чтобы на новом складе для них был ровный пол и устойчивый Wi-Fi», - говорит Надежда Тайц.
Склад, который построен под запросы роботов
726,5 млн рублей СДЭК инвестировал в сортировочный центр стандарта А+ под Петербургом. Строительство склада общей площадью в 17,5 тыс м2 стартовало в феврале 2021 года, спустя девять месяцев, четвертого ноября склад принял первый груз. Сегодня сортировочный центр обслуживает все федеральные и региональные направления, а также внутригородскую доставку до пунктов выдачи заказов в Санкт-Петербурге.
«Центр спроектирован с учетом особенностей логистического процесса и имеет возможность обслуживать разные типы автомобилей», - говорит Надежда Тайц.
Есть пандус для легковых автомобилей, уравнительные платформы для среднетоннажных автомобилей, доки необходимы для крупнотоннажных автомобилей. Склад каждые полтора часа обрабатывает около 60 тысяч отправлений в сутки. За минувший год число заказов едва не достигло показателя в 16 млн штук, но в этом году этот показатель преодолеют.
«В перспективе 2022 года число отправлений увеличится, так как e-comm продолжает рост», - резюмирует Надежда Тайц.
Автор: Алена Алешина
Фото: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.