+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2022 17:23:20
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Нестыковки логистики: перевозчики требуют единого цифрового пространства

О безбумажной перевозке в России только говорят и мечтают. Но объединить единым электронным документооборотом всех грузоотправителей, грузовладельцев и перевозчиков, как было заявлено на стратегической сессии международной выставки TransRussia участниками рынка, невозможно. Однако представитель Минтранса поспешил участников рынка заверить: по данным ведомства, такая возможность у бизнеса есть, и, более того, она существует последние лет пять.
А был ли стандарт единым?

Ни одна перевозка в России – ни на «последней миле», ни на «первой» – не была совершена без сопроводительных бумаг, об этом заявил Евгений Южаков, генеральный директор «ФЕСКО Транс». Участники рынка перевозок погребены под ворохом бумаг, которые дублируются электронными базами данных. Но единого электронного документооборота – то есть общей для всех базы данных – нет.

«Если грузополучатель, грузоотправитель и грузоперевозчик работают в разных системах электронного документооборота, то транспортную накладную в электронном виде оформить невозможно. Может ли ГИС ЭПД от Минтранса объединить статусы и гарантировать ответственность всех участников перевозочного процесса?» – задал Южаков вопрос представителю от Минтранса.

Ян Комаха, замдиректора департамента цифрового развития Минтранса России вопросу удивился. С его слов, единый стандарт в России уже есть, и он даже работает.

«Мы разработали единый формат электронной транспортной накладной – все системы электронного документооборота настроены в единый формат ГИС ЭПД. Система не просто создает файл, а выдает юридически значимый документ. Он может быть передан в федеральные органы власти», – парировал он участнику рынка.

У участников рынка создалось впечатление, что вся система электронного документооборота создается не для того, чтобы груз не спотыкался на швах при транспортировке из пункта А в пункт Б, а чтобы контрольным и надзорным органам было проще собирать отчеты. Евгений Южаков напрямую спросил: «ГИС ЭПД строят для федеральных органов власти?» Бизнесмен уверен, рынку нужна не система для отчета, а система, которая позволяет совершать мультимодальные перевозки, не спотыкаясь на швах и стыках. Оксана Долгих, начальник отдела разработки перспективных таможенных технологий ФТС России, призналась, что система есть, и она работает, но только внутри таможни, если электронный документ вышел на следующий уровень – он вновь нечитаемый и даже не документ.

«Да, этот вопрос очень сложный. И сейчас он никак не решен. Насколько я понимаю, ситуация осложняется тем, что внутри России нет законодательного регламента, в том числе и по международному коносаменту. Таможня использует электронные документы только для совершения таможенных операция», – признается она.

Более того, таможня готова подключиться к процессу создания ГИС ЭПД, этим сейчас занимается Минтранс. Но последний готов допустить таможенников только на втором этапе, а сейчас – на этапе первом – им места нет. Участники бизнеса признаются: они согласны на все, лишь бы внедрение электронного документооборота началось. Они вручную подталкивают мультимодальную цифровизацию, а она буксует и не работает. Может, государству вмешаться, задает вопрос Евгений Южаков. И тут же получает ответ от Минтранса: роуминг на уровне операторов электронного документооборота существует.

«Порядка 5–7 лет», – заявляет Ян Комаха.

На защиту бизнеса встала Полина Давыдова, исполнительный директор ассоциации «Цифровой транспорт и логистика». С ее слов, сами операторы просят установить для них единый стандарт.

«Операторы ЭДО обращались к нам и просили сделать отдельное направление по операторскому роумингу. Они просили стандарт», – говорит она

«Стандарт есть. Да, есть некоторые сложности, но стандарт есть», – настаивает Ян Комаха.

Без бумажки ты не груз

Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА», заявляет, что для разработки общего стандарта для взаимодействия операторов электронного документооборота участие государства не нужно. Рынок может договориться самостоятельно.

«Мне кажется, этот вопрос решается на уровне b2b», – говорит она.

Сложность по переходу в цифру в том, что одновременный переход должны совершить все участники рынка. А любая грузоперевозка – это как минимум двое участников. Если это перевозка трансграничная, то участники ее действуют по национальным правилам, на своей инфраструктуре, и везут груз своей национальной колее.

«А иногда число участников перевозки доходит до шести, и у каждого – свой набор документов, правил и требований», – рассуждает она.

Эти сложности не позволяют оцифровать транзитные перевозки по направлению Китай – Европа – Китай, страны до сих пор не имеют цифровых сквозных сервисов.

«Возможности использования единого мультимодального транспортного сообщения по универсальной транспортной накладной нет», – резюмирует она. Однако шаги в этом направлении участники рынка делают. В прошлом году запущена безбумажная перевозка порожних фитинговых платформ в направлении международных погранпереходов Достык – Брест.

«Теперь хотим перевод в безбумажный режим перевозки порожних контейнеров. И как только пройдем этот этап, начнем перевод в безбумажный режим и перевозки груженых контейнеров», – добавляет она.

Эксперт уверена, что единым цифровое пространство станет очень скоро. По крайней мере ОТЛК ЕРА формирует его в России, Белоруссии и Казахстане, общее транспортное пространство на паритетных началах страны создают с 2014 года.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions