+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.09.2021 12:17:10
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Наиболее болезненные этапы пути для экспортера – перевозка до пункта пропуска и фактический вывоз

Отечественные компании-экспортеры сталкиваются сегодня с рядом трудностей, главные которые из них, по их же словам, – перевозка груза до пункта пропуска и фактический вывоз. 62,5% исследованных компаний-экспортеров пользуются услугами посредников на этих этапах, что облегчает их прохождение. О транспортных услугах как этапе клиентского пути экспортера на второй международной конференции Freight & Shipping Digital 2021 рассказал директор Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России Александр Кнобель.
В частности, по его словам, при перевозке до пункта пропуска наблюдаются сложности с подготовкой документов для получения компенсации затрат на перевозку, у экспортера нет уверенности в компенсации уже осуществленных расходов; имеют место задержки и отсутствие обратной связи при получении разрешения на движение негабаритного транспорта. Также наблюдаются длительные сроки рассмотрения заявки на перевозку грузов; задержки в связи с частой сменой расписания отправки контейнерных поездов и их нехваткой, высокие тарифы на услуги РЖД; нестабильность цен перевозки, транспортировка занимает значительную долю в общих издержках экспорта.

Что касается фактического вывоза, то здесь присутствует нестабильность цен перевозки; кроме того, транспортировка занимает значительную долю в общих издержках экспортера.

С немалыми трудностями сталкиваются экспортеры и при подготовке груза к отправке: это отсутствие единого окна, сложности в оформлении сертификатов о происхождении товара (как для получения подтверждения производства на территории РФ, так и для поставок за рубеж) в ряде региональных ТПП, высокие временные и финансовые затраты;

отсутствие взаимного признания электронных сертификатов о происхождении товара со странами-партнерами по ССТ; недостаточный срок действия фитосанитарного сертификата (актуально в случае вывоза в страны ЕС). Кроме того, А. Кнобель отмечает здесь сложную, многоэтапную процедуру получения ветеринарного сертификата; сложности в прохождении процедур Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) (избыточные документы, длительные сроки принятия решений, отсутствие обратной связи). Получение заключения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) занимает до 40 дней (по мнению экспортеров – чрезмерно).

Осложняет экспорт зачастую также проблема идентификации товаров, которые подпадают под экспортный контроль; жесткие требования для компаний при получении генеральных лицензий; необходимость согласования технических условий на перевозимую продукцию с федеральным органом исполнительной власти и неурегулированный вопрос о госрегистрации транспортных средств в ГАИ для перемещения самоходом до границы с РФ.

Спикер отмечает, что на этапе заключения контракта наблюдается ограничение возможностей осуществления страхования сделок (только от 10 млн), а на этапе прохождения госконтроля – неопределенность и необоснованные задержки товара на отдельных пунктах пропуска; выборочные проверки, приводящие к срыву поставки; издержки, связанные с использованием разрушающих методов контроля (в том числе отдельных деталей и компонентов). Также нет единых тарифов для складов временного хранения.

Как отмечает А. Кнобель, согласно дополнительным наблюдением за прохождением пути экспортера, сегодня сохраняется большой процент бумажного документооборота или необходимость дублировать онлайн-формы бумажными документами. Негативной стороной перехода на электронный документооборот является отсутствие полноценного канала обратной связи. Зачастую возникает дублирование запросов о предоставлении информации со стороны различных ведомств (фактически принцип одного окна работает не всегда).

«Фактически прохождение процедур отличается от того, как это изложено в нормативных правовых актах (пример – прохождение пунктов пропуска). Реальные затраты бизнеса при прохождении процедур выше, чем это зафиксировано в нормативных правовых актах, так как зачастую требуется участие профильных организаций (пример – согласование технических условий на перевозимую продукцию железнодорожным транспортом); сохраняются кадровые проблемы», – рассказывает спикер.

При этом в числе положительных изменений при прохождении пути экспортера он называет готовность компаний к экспорту, деятельность институтов поддержки экспорта, цифровизацию и упрощение прохождения процедур (сокращение пакета документов на разных этапах и стандартизация форм и упрощение прохождения процедур, связанных с деятельностью ФНС и ФТС).

В 2020 году было зафиксировано 115 изменений политики в 26 странах, затрагивающих 750 мер регулирования торговли услугами согласно Индексу STRI ОЭСР. Это более чем вдвое превышает количество изменений в мерах политики регулирования услуг в 2019 году, добавляет А. Кнобель.

Он добавляет, что большинство мер, введенных в связи с COVID-19, носят временный характер. Но некоторые являются долгосрочными, а именно ужесточение условий проверки иностранных инвестиций, расширение участия государства в стратегических секторах, особенно в сфере транспортных услуг и долгосрочные изменения условий въезда и получения виз.

«Хотя общая тенденция заключается в усилении ограничений, правительства всего мира снизили барьеры для трансграничной цифровой торговли в 2020 года для преодоления последствий пандемии COVID-19 (упрощение процедур таможенного оформления, расширение признания методов электронной аутентификации)», – поясняет он.

Российский экспорт услуг обладает большим потенциалом для роста в перспективе до 2030 года, говорит А. Кнобель. И Россия может усиливать свое присутствие на развивающихся рынках, где в связи с ростом доходов населения будет увеличиваться спрос на услуги, требующие высокой квалификации. Но для обеспечения высоких темпов роста экспорта услуг и повышения конкурентоспособности российских поставщиков услуг на международных рынках необходимо, во-первых, определение задачи развития экспорта услуг в качестве национального приоритета политики в рамках внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, устранение ключевых административных барьеров для осуществления экспорта услуг (либерализация визовых требований, устранение валютных ограничений, связанных с необходимостью подтверждения надлежащего исполнения обязательств в рамках валютного законодательства, невозможностью свободного использования зарубежных счетов и пр.).

В-третьих, необходимо активизировать диалог об устранении барьеров на рынках назначения экспорта, в том числе за счет включения положений об упрощении торговли услугами. В-четвертых, важная мера – реализация эффективных мер информационно-промоутерской поддержки экспортеров услуг, в том числе за счет подготовки маркетинговых исследований с анализом перспективных внешних рынков в целях выявления приоритетных нишевых направлений и корректировки экспортных стратегий бизнес-процессов.
Также необходимо улучшить доступ экспортеров услуг к внешнеторговому финансированию, оказывать помощи российским экспортерам в адаптации услуг к новым требованиям на рынках третьих стран с точки зрения экологизации и внедрения стандартов ответственного ведения бизнеса.

К сожалению, пока на сегодня в работе экспортеров сохраняется ряд барьеров. Помимо уже названных, в том числе речь идет об отсутствии информационно-справочной системы о пропускной способности и состоянии загруженности пунктов пропуска; ограничении пропускной способности погранпереходов в связи с инфраструктурной недостаточностью; ограничении порядка ввоза продуктов, находящихся под санкциями и недостаточном уровне эффективности логистики и качества транспортных услуг в условиях высокого уровня конкуренции на мировом рынке.

Свою негативную лепту вносит и отсутствие регулирования мультимодальных перевозок; а также ограничения, направленные на предотвращение распространения COVID-19 (например, карантинные меры).
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions