Дефицит крыльев
Правда, в I квартале 2018 года в целом отмечалось некоторое ухудшение показателей: транспортировки воздушными судами грузов и почты составили 251,3 тыс. т, что 0,9% меньше, чем за аналогичный период 2017-го. Причем вниз потянули именно международные перевозки – они составили 191,5 тыс. т (-2,3%).
Такой результат объясняется тем, что в 2018 году многие авиаперевозчики частично или полностью сократили парки грузовых самолетов. Между тем емкость рынка продолжает расти, при этом регионы начинают испытывать нехватку тоннажа.
Особенно она ощущается на маршрутах в направлении Китая. Практически все российские воздушные гавани, которые ориентировались на это направление, в 2018 году показали прирост грузоперевозок. Если эта тенденция сохранится, то данную нишу будут заполнять иностранные перевозчики. (Собственно, китайские компании уже сейчас активно осваивают российский рынок.)
Стимулятор конкуренции
В качестве примера можно привести аэропорт Шереметьево, где в I квартале 2018 года перевозки импортных и транзитных грузов выросли на 22,5%. Причем наибольший рост был отмечен на китайском направлении (Чэнду и Чунцин). Этому способствовал ввод в строй нового грузового комплекса, рассчитанного на обработку 380 тыс. т грузов в год и оснащенного инновационными системами, обеспечивающими автоматизацию 60% производственных процессов.
Другой пример – Новосибирск. В марте 2017 года ФГУП «Почта России» модернизировало логистический терминал в аэропорту Толмачево. И это позволило сократить срок доставки грузов с 15 до 7–8 дней – то есть в 2 раза быстрее по сравнению с железнодорожным транспортом.
Ранее грузы из Ханчжоу в РФ доставлялись только железнодорожным и автомобильным транспортом, отметил генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Евгений Янкилевич. Однако, по его словам, эти варианты не подходили для посылок, из которых основную часть составляли экспресс-доставки.
Китайская логистика
«Необходимо понимать, что концепция развития транзита, которую продвигают в Китае, предполагает поддержку самых разных маршрутов – сухопутных, морских и воздушных. Все они рассматриваются как единая сеть, по которой распределяются грузопотоки. В зависимости от этого планируется обустраивать инфраструктуру», – рассказал член комитета по транспорту Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Константин Басюк.
Улучшение сервисов по обработке авиагрузов, совершенствование системы организации воздушного движения по транзитным маршрутам, либерализация воздушного сообщения, введение режимов открытого неба – все эти факторы на китайском направлении сложились во взаимосвязанный комплекс. И это способствовало заметному наращиванию грузопотоков.
Электронная торговля – стержень транзита
Увеличение частоты регулярных почтовых рейсов между Россией и Китаем создает основу для развития транзита из КНР в Европу. Следовательно, предпосылками для наращивания воздушного транзита становятся создание условий для приема тяжелых грузовых бортов и открытие логистических терминалов в отечественных аэропортах.
Стержнем для развития этого процесса стала электронная торговля. Именно под ее потребности в Китае создавали свою авиатранзитную сеть через РФ, что, в свою очередь, подтолкнуло и российские компании развивать свои воздушные сервисы. Соответственно, они теперь настроены на перевозки электроники, одежды, обуви, аксессуаров – всего того, что составляет ассортимент интернет-магазинов Китая, отметил К. Басюк.
При этом авиация может составить конкуренцию железным дорогам при доставках китайских грузов, считает директор по развитию AliExpress в России и СНГ Марк Завадский.
Полный текст статьи см. в №10, июнь, журнала «РЖД-Партнер»
Автор: Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.