В мае правительство РФ утвердило ряд мер по поддержке угольной отрасли. В частности, они предполагают утверждение планов финансового оздоровления предприятий. Компаниям также обещана отсрочка по НДПИ и страховым взносам, тем, кто испытывает серьезную долговую нагрузку, будет дана возможность реструктуризировать кредитную задолженность.
Запланированы адресные субсидии по логистическим затратам при экспорте угля на дальние расстояния. Сибирские угольщики смогут получить и компенсацию в размере 12,8% от величины железнодорожного тарифа на экспортные перевозки в северо-западном и южном направлениях.
«С того момента, как президент России подписал поручение, прошло 2 месяца, но реальных улучшений ситуации мы пока не наблюдаем, – констатирует председатель Верховного совета Хакасии Сергей Сокол. – Кризисные явления в то же время развиваются динамично. Только за II квартал 2025 года наши предприятия увеличили убытки более чем в 2,5 раза».
«Уже июль, а фактически ни одна из общесистемных мер еще не заработала, хотя момент максимально критичный именно сейчас», – соглашается директор по стратегии ООО «Сибкор» (СУЭК) Роман Головин.
По его словам, цифры драматически ухудшаются каждый месяц. Если взять западное направление, то еще в январе отгрузки угля были сопоставимы с прошлогодним объемом, однако июнь показал падение на 20% к аналогичному месяцу 2024 года.
Компанией уже принято решение об остановке добычи на 4 из 10 предприятий Кемеровской области, сообщил менеджер.
Как обосновать право на помощь
Поскольку меры господдержки адресные, компаниям нужно собрать внушительный пакет документов для их получения.
Помощь нужна, потому что затраты на логистику уже достигают 70%, обращает внимание вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Для получения этих понижающих коэффициентов [на перевозку] только угольщикам нужно собрать два вагона документов, пройти три круга заседаний комиссий, обосновать перед Минфином необходимость получения понижающих коэффициентов. Напомню, всем другим отраслям достаточно направить обращение в РЖД,… и только нам нужно пройти все эти танцы с бубнами, чтобы получить, что предусмотрено законодательством РФ», – сетует А. Джавахян.
Между тем главная мера поддержки, о которой говорят сибирские компании, – в приоритетном порядке принимать грузы на Восточный полигон. Но как ее формализовать, не совсем ясно.
Угольная отрасль Сибири всегда ориентировалась на развитие данного направления, подчеркивает Р. Головин. Но на текущий момент в сторону Дальнего Востока вывозится угля меньше, чем в лучшие времена, продолжает он. Так, хорошим показателем ранее был вывоз 70 млн т угольной продукции, тогда как в 2024-м через Восточный полигон перевезено 63 млн т.