Продовольственный рынок КНР считается привлекательным благодаря своей структуре, размеру и динамике покупательской способности (в стране быстро растет средний класс), однако имеет специфические требования к импортируемой продукции и прочие условия для продвижения продукции.
Большая задача связана с поиском местного дистрибьютора, отмечает директор по развитию продаж АО «Мирфудс» Сергей Шапошников. «Это ключ к успеху. Без надежного местного партнера наладить эффективную работу крайне сложно», – говорит бизнесмен.
Важно, чтобы он не только понимал специфику российской продукции, но и знал, как ее правильно адаптировать к китайскому потребителю. «Тот продукт, который продается в России, скорее всего, будет сложно развить без адаптации», – обращает внимание С. Шапошников.
Нередко, когда один и тот же товар продается в Китае как под российским брендом, так и под брендом китайских партнеров. Большое значение играет даже дизайн, форма, а также надежность упаковки – китайские сети здесь достаточно щепетильны.
К тому же рынок КНР не характеризуется единством, добавляет менеджер, это, скорее, конгломерат региональных рынков – разные провинции имеют свои уникальные особенности с точки зрения предпочтений, регулирования, логистических цепочек.
«Дистрибьютеров в РФ, которые готовы соинвестировать в продвижение бренда какого-либо продукта, можно по пальцам одной руки посчитать. А китайские дистрибьютеры как раз понимают важность, понимают, что не бывает все и сразу, они планомерно подходят к этому. И действительно, у нас много кейсов, когда они даже сами оплачивают листинг в китайские сети и таким образом продвигают продукт», – рассказал С. Шапошников.
Логистика во главе угла
Безусловно, в стратегии успешного выхода на рынок продовольствия Китая нельзя обойтись без оптимальной логистики. Так, формирование из России контейнерных маршрутных поездов, организуемых по выделенной нитке графика, с ускоренным продвижением, широко освещается СМИ Поднебесной и вызывает уважение у китайских партнеров.
Вместе с тем необходимо развивать сопутствующую инфраструктуру, говорит генеральный директор IGBR International Supply Chain Managment Сюй Хао, причем как на российской, так и китайской стороне. Например, это создание логистических центров для экспорта/импорта овощной продукции и фруктов, зон таможенного контроля в приграничных городах Муданьцзян и Маньчжурия.
В России же целесообразно расширять практику работы бондовых складов с созданием каналов онлайн и офлайн торговли с прямыми покупателями.
Увеличение экспорта сельхозпродукции в Китай требует вывода портовых мощностей на новый уровень, если речь идет о Дальнем Востоке. В бухте Суходол в Приморском крае запланировано строительство специализированного зернового терминала с возможностью перегруза на суда до 3 млн т в год, проинформировал гендиректор ООО «Легенд Агро» Дмитрий Савенков.
Новый порт должен обладать развитой железнодорожной инфраструктурой для приема поездных маршрутов. Перегрузочный комплекс будет ориентирован прежде всего на перевалку сибирского зерна, в первую очередь из Красноярского края и Иркутской области.