+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2022 14:30:30
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Лягушку хотели утопить: дирекции по госзакупкам рассказали, как обошлись без импорта

На I Всероссийском форуме директоров по закупкам промышленных компаний «Закупки в промышленности – 2022» представители крупного бизнеса с государственным участием поделись опытом замены зарубежных поставщиков на отечественных. А представители среднего промышленного бизнеса рассказали, как внедряются в освободившиеся благодаря западным санкциям ниши.
Изменить в своей работе практически все и сразу пришлось неожиданно, в начале весны. «Сименс» и другие ушли вместе со всеми своими обязательствами, а наша компания поставляет электричество и тепло, перебоев быть не может, – вспоминает директор по закупкам «Энел Россия» Елена Васильева. – Начали искать замену в пожарном порядке и находим ее в ежедневном режиме».

«Поставщики ушли, а у нас государственный оборонный заказ, – говорит начальник отдела снабжения НПО «Энергомаш» Наталья Гулевкая. – Раньше были долгосрочные договоры, теперь – только краткосрочные. Закупки приходится производить чаще: не раз в год, а раз в месяц. Их требуется делать на конкурсной основе. Это проблема. Не на все конкурсы получается сию минуту найти более одного поставщика. Количество поставок от одного из наших партнеров значительно выросло. Так что нас еще ждет очень трудный разговор с ФАС. Но оборонный заказ не сорван».

Директор практики по организации закупок компании «Технологии доверия» (бывшая PwC) Анна Бузова считает, что если у крупного предприятия с огромными обязательствами пропадает бывший зарубежный поставщик – требуется в срочном порядке самостоятельно в прямом смысле вырастить нового, отечественного. Для этого берется «эмбрион» в виде российского научно-производственного предприятия, которое работает на рынке более 3 лет и уже обзавелось своими технологиями и серийными образцами продукции. А дальше требуется помочь ему выйти на новую мощность. «У них не хватает оборотных средств, опыта продаж, квалифицированного менеджмента. Но если заказчик госзакупки хочет иметь продукцию от этого предприятия, причем в короткие сроки, то в него придется вложить», – рассказывает А. Бузова.

Так, некоторые предприятия машиностроения, судостроения и ВПК, а также «Газпром», «Норникель», «Северсталь» остались без элементарных принтеров и другой офисной техники; масел и химии, необходимой для производства; некоторых станков и другого производственного оборудования. К середине года первое стала поставлять фирма «Катюша», второе – «Эрсиэм», третье – завод «Четра». За считаные месяцы при помощи «старших» они вышли из ниши малых предприятий в более крупную.

Но удается такое не всегда. Часто мешают законы 44-ФЗ и 223-ФЗ о госзакупках. «В ситуации, когда действовать нужно очень быстро, государство обязано упрощать некоторые процедуры, – говорит ведущий национальный эксперт в сфере госзакупок, преподаватель РАНХиГС и РЭУ им. Плеханова Евгений Вдовин. – Часто в случаях, когда альтернативного поставщика нет, и даже одного днем с огнем найти трудно, конкурсные процедуры – это палка в колесо. Это потеря времени, дополнительные издержки. Организаторам конкурсов, увы, даже приходится нарушать закон – то есть придумывать второго фейкового кандидата. Президент России в апреле 2022 года подписал 104-ФЗ «О поддержке заказчиков и участников госзакупок в условиях санкций». Это ускорило многие процессы, но отсутствие участников тендера признается форм-мажором, позволяющим осуществить закупку без конкурса, только в случае оборонного заказа».

О том, что строгости конкурсных законов являются слабой защитой от коррупции, рассказал председатель комитета по промышленности общественной организации «Опора России» Павел Золотов: «Если заказчик заранее решил, у кого делать госзакупку, то другим участникам приходят звонки с пожеланием не предлагать цену ниже заявленной. А если они не подчиняются и конкурс все-таки выигрывают – их заваливают претензиями и неустойками, чтобы в следующий раз неповадно было». Забавную историю о закупке двух автомобилей для социальной службы рассказал Е. Вдовин: «Никто не захотел терять время, все говорили: приходите в любой автосалон и покупайте сами, что хотите. Так в итоге до сих пор ничего не купили».

Участники форума оценили работу транспорта, доставляющего товары по госзакупкам. «Когда пришлось перестраивать логистические потоки, первое время не могли найти автоперевозчиков», – вспоминает первый заместитель директора по логистике строительной компании «Волма» Анна Пфейф. – Железная дорога доставила груз, а дальше хоть на руках неси». «А мы так и делали, – соглашается Е. Васильева. – Если оборудование крайне необходимое и не очень большое по объему, выезжали на своих машинах и сами забирали чемоданами».

«Но теперь ситуация лучше, – резюмирует А. Пфейф. – Транспорт подстроился, и мы все сориентировались. Нас санкциями утопить хотели? Но нас топить – то же самое, что пытаться утопить лягушку. Бесполезно».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions