• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.79 1.22 EUR ЦБ РФ 56.17 1.78
    BTC 20279.04 usd BTC 1221406.58 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2022 14:30:30
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Лягушку хотели утопить: дирекции по госзакупкам рассказали, как обошлись без импорта

На I Всероссийском форуме директоров по закупкам промышленных компаний «Закупки в промышленности – 2022» представители крупного бизнеса с государственным участием поделись опытом замены зарубежных поставщиков на отечественных. А представители среднего промышленного бизнеса рассказали, как внедряются в освободившиеся благодаря западным санкциям ниши.
Лягушку хотели утопить: дирекции по госзакупкам рассказали, как обошлись без импорта
Изменить в своей работе практически все и сразу пришлось неожиданно, в начале весны. «Сименс» и другие ушли вместе со всеми своими обязательствами, а наша компания поставляет электричество и тепло, перебоев быть не может, – вспоминает директор по закупкам «Энел Россия» Елена Васильева. – Начали искать замену в пожарном порядке и находим ее в ежедневном режиме».

«Поставщики ушли, а у нас государственный оборонный заказ, – говорит начальник отдела снабжения НПО «Энергомаш» Наталья Гулевкая. – Раньше были долгосрочные договоры, теперь – только краткосрочные. Закупки приходится производить чаще: не раз в год, а раз в месяц. Их требуется делать на конкурсной основе. Это проблема. Не на все конкурсы получается сию минуту найти более одного поставщика. Количество поставок от одного из наших партнеров значительно выросло. Так что нас еще ждет очень трудный разговор с ФАС. Но оборонный заказ не сорван».

Директор практики по организации закупок компании «Технологии доверия» (бывшая PwC) Анна Бузова считает, что если у крупного предприятия с огромными обязательствами пропадает бывший зарубежный поставщик – требуется в срочном порядке самостоятельно в прямом смысле вырастить нового, отечественного. Для этого берется «эмбрион» в виде российского научно-производственного предприятия, которое работает на рынке более 3 лет и уже обзавелось своими технологиями и серийными образцами продукции. А дальше требуется помочь ему выйти на новую мощность. «У них не хватает оборотных средств, опыта продаж, квалифицированного менеджмента. Но если заказчик госзакупки хочет иметь продукцию от этого предприятия, причем в короткие сроки, то в него придется вложить», – рассказывает А. Бузова.

Так, некоторые предприятия машиностроения, судостроения и ВПК, а также «Газпром», «Норникель», «Северсталь» остались без элементарных принтеров и другой офисной техники; масел и химии, необходимой для производства; некоторых станков и другого производственного оборудования. К середине года первое стала поставлять фирма «Катюша», второе – «Эрсиэм», третье – завод «Четра». За считаные месяцы при помощи «старших» они вышли из ниши малых предприятий в более крупную.

Но удается такое не всегда. Часто мешают законы 44-ФЗ и 223-ФЗ о госзакупках. «В ситуации, когда действовать нужно очень быстро, государство обязано упрощать некоторые процедуры, – говорит ведущий национальный эксперт в сфере госзакупок, преподаватель РАНХиГС и РЭУ им. Плеханова Евгений Вдовин. – Часто в случаях, когда альтернативного поставщика нет, и даже одного днем с огнем найти трудно, конкурсные процедуры – это палка в колесо. Это потеря времени, дополнительные издержки. Организаторам конкурсов, увы, даже приходится нарушать закон – то есть придумывать второго фейкового кандидата. Президент России в апреле 2022 года подписал 104-ФЗ «О поддержке заказчиков и участников госзакупок в условиях санкций». Это ускорило многие процессы, но отсутствие участников тендера признается форм-мажором, позволяющим осуществить закупку без конкурса, только в случае оборонного заказа».

О том, что строгости конкурсных законов являются слабой защитой от коррупции, рассказал председатель комитета по промышленности общественной организации «Опора России» Павел Золотов: «Если заказчик заранее решил, у кого делать госзакупку, то другим участникам приходят звонки с пожеланием не предлагать цену ниже заявленной. А если они не подчиняются и конкурс все-таки выигрывают – их заваливают претензиями и неустойками, чтобы в следующий раз неповадно было». Забавную историю о закупке двух автомобилей для социальной службы рассказал Е. Вдовин: «Никто не захотел терять время, все говорили: приходите в любой автосалон и покупайте сами, что хотите. Так в итоге до сих пор ничего не купили».

Участники форума оценили работу транспорта, доставляющего товары по госзакупкам. «Когда пришлось перестраивать логистические потоки, первое время не могли найти автоперевозчиков», – вспоминает первый заместитель директора по логистике строительной компании «Волма» Анна Пфейф. – Железная дорога доставила груз, а дальше хоть на руках неси». «А мы так и делали, – соглашается Е. Васильева. – Если оборудование крайне необходимое и не очень большое по объему, выезжали на своих машинах и сами забирали чемоданами».

«Но теперь ситуация лучше, – резюмирует А. Пфейф. – Транспорт подстроился, и мы все сориентировались. Нас санкциями утопить хотели? Но нас топить – то же самое, что пытаться утопить лягушку. Бесполезно».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions