• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.74 -0.32 EUR ЦБ РФ 83.24 -0.57
    BTC 53403.24 usd BTC 3947033.47 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2021 14:00:01
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Круглосуточная работа и смягчение требований: как таможне переварить поток контейнеров?

Успехи контейнеров на российском транспортном рынке в 2021 году уже никто не ставит под сомнение. Перевозка «ящиков» по сети железных дорог России за 10 месяцев 2021-го составила порядка 5,4 млн TEU – на 12,7% больше, чем годом ранее. При этом экспортные перевозки выросли на 8,2%, до 1,301 млн TEU, импортные – на 13,8%, до 1,152 млн TEU, и транзитные – в 1,4 раза, до 889 тыс. TEU. Контейнерооборот портов России по итогам января – октября 2021 года также подрос и составил 4,64 млн TEU, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 6,3%. Такие данные приводит Ассоциация морских торговых портов РФ.
Круглосуточная работа и смягчение требований: как таможне переварить поток контейнеров?
При этом если ранее основной контейнеропоток между Европой и Азией шел по воде, то сейчас из-за роста цен на транспортировку по морю грузоотправители ищут способы оптимизировать свои издержки. «Увеличиваются отправки контейнеров железнодорожным транспортом, в том числе через Россию, растет нагрузка на терминалы, на Дальнем Востоке усиливаются проблемы с приемом и обработкой контейнерных судов», – уточнил заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук в интервью отраслевому изданию.

С повышенной нагрузкой столкнулись не только железнодорожники и портовики, но и таможенники. Причем наиболее острой ситуация ожидаемо стала на Дальнем Востоке. По данным Дальневосточного таможенного управления, за 9 месяцев текущего года наблюдается значительный рост объемов контейнерных перевозок к аналогичному периоду 2020 года: во Владивостоке – на 39% (253,17 тыс. ед.), в Восточном порту – на 75% (132,16 тыс. ед.).

«Очень сложная ситуация в портах, очень много контейнеров. Сейчас много (грузов) пошло транзитом на Европу именно по железной дороге. Китай давно почувствовал прелесть этой доставки. Спрос огромный на транзит. Сказать, когда это все изменится, мне сложно. Возможно, весь 2022 год или большую половину года мы проработаем вот в таком напряге», – заявил начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий Ладыгин журналистам «Интерфакса». По его словам, ежедневно на контроле у таможен стоит 11–13 тыс. контейнеров. «Их количество растет буквально на глазах, и в портах стоят контейнеры уже на уровне пяти этажей. Пока идет процесс обработки грузов, контейнер, требующий проверки, уже заставляют новыми «коробками», и на следующий день его надо достать из-под огромной груды, а значит, переставить другие тонны груза. Иногда такие процедуры занимают день-два», – говорит начальник ДВТУ.

Контейнеры скапливаются и на железнодорожных погранпереходах. Директор по стратегии и развитию транспортной группы FESCO Максим Шишков говорит, что рост грузопотока через сухопутные погранпереходы России продолжается весь 2021 год. «Инфраструктура на переходах сильно загружена, возникают очереди. Ковидные ограничения со стороны Китая вызывают дополнительное напряжение в цепочках поставок. Ожидаем, что в условиях высоких ставок на морском плече из Азии в Европу спрос на альтернативные маршруты продолжится. Что, в свою очередь, будет нести дополнительную нагрузку на пограничные переходы», – сказал М. Шишков.

О сложностях сообщают и западные регионы России. Так, Денис Мосолов, первый заместитель начальника Калининградской областной таможни, сообщил об увеличении транзита через область в 7 раз.

Ситуацию действительно сложно назвать временной: практически все игроки транспортного рынка ждут роста контейнерных отправлений в 2022 году. Мы обсудили с участниками ВЭД (внешнеэкономической деятельности), какие меры могла бы предпринять таможня, чтобы переварить дополнительный контейнеропоток.

Цифровые проекты

Главная гордость ФТС в последние годы – цифровизация службы. Масштабная реформа закончилась в прошлом году. Ее главным достижением стало создание территориально распределенной сети электронных таможен, центров электронного декларирования (ЦЭД). В настоящее время в ЦЭД оформляется 99% всех деклараций. По словам Руслана Давыдова, первого заместителя руководителя ФТС России, среднее время выпуска товара на экспорт составляет 35 минут, а на импорт – 1 час 3 минуты. «При этом уже 26% из всех поданных деклараций выпускается автоматически за 5–7 минут, то есть участник ВЭД перестает замечать таможню», – отметил Р. Давыдов.

Позитивные изменения в работе таможни и перспективы дальнейшей цифровизации видят и ее «клиенты». «Со стороны таможни увеличилось количество автоприсвоений деклараций на товары (ДТ) и автовыпусков ДТ, что существенно уменьшает временные затраты на таможенное оформление грузов. Видно, что заявленный курс таможни на увеличение постконтроля (контроля за ДТ после выпуска) набирает обороты, и далее, как мы надеемся, количество автоприсвоений и автовыпусков будет только увеличиваться», – отметил заместитель руководителя отдела по работе с корпоративными клиентами «Канавара Групп» Андрей Серебряков.

Специалист таможенного отдела «МультиТрансЛогистик» в качестве важнейших изменений текущего года выделил следующие. Во-первых, 1 февраля 2021 года была введена диспетчеризация таможенных деклараций в рамках Комплексной программы развития ФТС. При этом работа постов фактически не изменилась. Зато исчезло около 600 точек таможенного оформления. Вместо них появилось 16 ЦЭД, которые должны автоматизировать процесс регистрации деклараций и ускорить выпуск товара. Но, как и в любом нововведении, декларанты столкнулись со сложностями. В «МультиТрансЛогистик» рассказали о том, что сложности возникали с распределением деклараций на подакцизные и энергетические грузы в некомпетентные ЦЭД, иногда декларации уходили в ЦЭД, не соответствующий месту нахождения груза. У таможни появлялись вопросы к лицензируемым товарам в том случае, если лицензия и декларация оформлены на разных таможнях. Порой досмотр проводился по всем зарегистрированным декларациям. «Сложности в декларировании увеличивали задержки на погранпереходах, приводили к отказу в выпуске груза и срыву сроков поставок. Из положительных моментов этого нововведения можно отметить, что в итоге схема отработана и уже не вызывает такого большого количества проблем. А проведение таможенного оформления и контроля в одном месте упрощает предоставление всех документов и сверок, ускоряет сроки подачи и выпуска декларации», – уточнили в компании.

Второе значимое изменение, которое отразилось на контейнерных перевозках, – это упрощение порядка зачета или возврата переплаты по налогам. Положение вступило в силу с 1 октября 2020 года. А с 1 августа 2021-го уплата таможенных и иных платежей стала возможной только путем внесения авансовых платежей на единый личный счет по коду бюджетной классификации (КБК). Важным моментом стало то, что денежные средства будут списываться только с авансового КБК. Это уменьшает время для отслеживания наличия средств на личном счете и уменьшает вероятность их недостачи.

Р. Давыдов в интервью РЖД-Партнеру отметил, что на данный момент целью ФТС является создание интеллектуальных пунктов пропуска. Модель такого пункта ведомство уже предложило на рассмотрение Минтрансу России. «Это не только инфраструктура, которая позволяет проводить операции максимально быстро и эффективно, но и особая начинка: интернет вещей, умные весы, считыватели номерных знаков, инструменты автоматической регистрации людей и грузов, рентген-сканеры, детекторы радиоактивных веществ. Все это связано в одну систему, которая позволяет учитывать и обрабатывать полученные данные, снижая влияние человеческого фактора и попутно высвобождая руки и головы таможенников», – рассказал Р. Давыдов.

Среди административных мер следует упомянуть инициативу о создании механизма таможенного мониторинга. Его ФТС предлагает запустить уже в следующем году в рамках эксперимента, это систематическая деятельность по наблюдению за деятельностью компаний – участников ВЭД. Как объяснил Сергей Семашко, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, основная цель мониторинга – вывести отношения таможни и бизнеса в публичное доверительное пространство, чтобы еще до того, как возникнет ситуация взыскания задолженности, разрешить ситуацию более простыми инструментами. Он подчеркнул, что на время участия организации в мониторинге предприятие получает иммунитет на проведение более тяжелых форм таможенных проверок.

Обойдемся малой кровью

Пока ФТС строит грандиозные планы, участники ВЭД говорят о гораздо более простых и, на их взгляд, эффективных мерах, которые помогли бы повысить эффективность прохождения таможенных процедур при экспорте-импорте и транзите контейнеров.

Так, в «МультиТрансЛогистик» подчеркивают: кризис на Дальнем Востоке показал, что эффективность и скорость прохождения таможенных процедур зависит не только от оформления декларации, но и от времени работы самих пунктов пропуска (ПП). По мнению таможенного специалиста, при переходе на круглосуточный рабочий режим снижается вероятность образования пробок на подъезде или уменьшаются уже существующие. «Переход большинства ПП на указанный график на сложных участках позволил бы наладить быстрое и удобное таможенное оформление», – отметил он.

Cергей Некрылов, начальник управления экспортно-импортных операций АО «Оскольский электрометаллургический комбинат», также сетует на несоответствие графиков работы таможенных органов и участников ВЭД. Порой разные часовые пояса приводят к тому, что компания не успевает дать ответ на запрос ФТС, что несет за собой отказ в выпуске товаров.

Эксперт «МультиТрансЛогистик» добавил, что положительное влияние на скорость таможенного оформления контейнерных грузов оказали переговоры с представителями таможенных служб Китая. Результатом их стало разрешение провоза через границу одним транспортным средством двух контейнеров и более. Такие меры временно принимались для ликвидации затора. Но при введении их на постоянной основе в том или ином формате выиграли бы все участники ВЭД, учитывая, что карантинные меры следуют одна за другой, считают в компании.

А. Серебряков, в свою очередь, призывает как можно скорее перейти на категорирование рисков в рамках каждой поставки, а не как сейчас, в рамках компаний импортеров и экспортеров. Он также считает необходимым изменить практику постоянных досмотров и взвешиваний одной и той же номенклатуры товара в рамках одной компании. «На мой взгляд, нет смысла постоянно досматривать один и тот же вид товаров на постоянной основе. К примеру, есть импортеры, которые возят один и тот же вид продукции. Зачем каждую их поставку досматривать и применять прочие меры контроля, если номенклатура неизменная и количественные характеристики товара не меняются? Мы сталкивались с тем, что замороженные фрукты и овощи в рамках одного кода товара с одними и теми же товарами, весами, количеством шли на досмотр каждый раз», – посетовал он. Также эксперт считает целесообразным ввести минимально возможное значение по отклонению весовых характеристик, а не заводить правонарушения на перевесы по 5–50 кг выявленных на общий вес контейнера в 18–20 т. «Такое часто бывает на замороженную продукцию, но все отклонения в весовых характеристиках объясняются характером товара и перепадами температур в процессе перевозки (к примеру, образованием наледи)», – объяснил А. Серебряков.

В ФТС обещают «прислушиваться к мнению профессионального сообщества», ведомство, несмотря на завершение работы по программе «10 шагов навстречу бизнесу», стремится сохранить лицо дружественной по отношению к рынку структуры. И это понятно: без тесного взаимодействия транспортной системе России просто не удастся переварить новые товаропотоки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions