+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.08.2021 11:30:27
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Краснодар отказался от обновления общественного транспорта по нацпроекту

«Участие города в федеральном проекте по обновлению общественного транспорта экономически нецелесообразно» – накануне такое заявление было опубликовано на официальном сайте администрации и городской думы Краснодара. Причиной заявления стал отчет членов рабочей группы, которая накануне посетила несколько городов, реализующих программу «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях». Программа включена в нацпроект «Безопасные и качественные дороги» в 2021 году. РЖД-Партнер выяснил, что именно стало причиной отказа от участия в программе и как теперь в городе будут обновлять общественный транспорт.
Деньги на покупку общественного транспорта

Потребность в замене парка общественного транспорта, используемого в России, превышает 50 тыс. шт. – таковы данные Минтранса. По официальным данным, в замене нуждаются 2,5 тыс. трамваев, 2,5 тыс. троллейбусов и 33 тыс. автобусов, перевозящих россиян в больших и малых городах. Нацпроект «Безопасные и качественные дороги» рассчитан до 2030 года и предусматривает обновление в ближайшие 9 лет 75% автобусов и до 25% парка электротранспорта в 104 российских городах.

Общий бюджет программы – 5,1 трлн руб. Из них 2,9 трлн руб. – это платежи, собранные с потребителей за проезд в новых автобусах, трамваях и троллейбусах, еще 1,1 трлн руб. – платежи из регионального бюджета, 750 млрд руб. – из федерального бюджета, плюс 370 млрд руб. – внебюджетные инвестиции.

Подсчитано, что за счет программы бюджеты всех уровней за 25 лет смогут получить не менее 1 трлн руб. дополнительных доходов и более 3,3 трлн руб. валовой добавленной стоимости. То есть участие в программе, по мнению законотворцев, может быть экономически выгодным для субъектов. Однако, как показало собственное расследование рабочей группы из Краснодара, выгоды участия в проекте нет.

Краснодар делает вывод

О всероссийском опыте модернизации и обновления подвижного состава – трамваев и автобусов – за счет средств федерального бюджета накануне говорили в администрации Краснодара. Ответ перед главой города Евгением Первышовым держали депутаты городской думы, сотрудники департамента транспорта и МУП «КТТУ». Их глава городской администрации отправил в Ижевск, Ульяновск и Казань. Причем, как подчеркивают на ее официальном сайте, предложения об участии в федеральном проекте в администрацию поступают регулярно.

«Мы договаривались, будет создана рабочая группа, которая проанализирует практику других муниципальных образований, уже принявших участие в проекте. Расскажет об их опыте, и мы вместе примем решение о возможности участия Краснодара», – передает слова Е. Первышова пресс-службы администрации Краснодара.

Рабочая группа из Ульяновска, который в 2020 году получил федеральную субсидию на покупку 105 автобусов СимАЗ и 29 трамваев, привезла вести о высокой стоимости закупаемых трамваев. Директор МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» Александр Грачев сообщил, что стоимость одного трамвая с учетом договора лизинга составляет 48,5 млн руб. «Для сравнения: в Краснодаре благодаря договорам прямых поставок один трамвай обошелся в 31,4 млн руб.», – доложил директор МУП «КТТУ» на совещании у главы городской администрации.

Однако на прошлой неделе врио губернатора Ульяновской области Алексей Русских заявил, что регион считает обновление парка за счет нацпроекта экономически выгодным. Поэтому регион уже подал заявку о продолжении участия в программе, и если она будет одобрена, то до 2023 года Ульяновск получит еще 100 автобусов, 50 трамваев и 30 троллейбусов, а также 140 автобусов среднего и малого класса для районов.

«На эти цели мы выделяем из областной казны 200 млн руб. на электротранспорт и порядка 100 млн руб. на ПАТП-1м», – приводят слова А. Русских местные СМИ.

Казань тоже участвует в нацпроекте, и она стала еще одним пунктом для посещения рабочей группы из Краснодара. Город в 2020 году получил 30 автобусов, в 2021-м – еще 40.

«Субсидия из федерального бюджета на обновление парка составляет в размере 60% от стоимости. Для оплаты оставшихся 40% стоимости автобусов транспортные предприятия Казани оформили лизинг, заключив контракт с ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания», – сообщает пресс-служба мэрии Казани на официальном сайте.

Однако Казань не рада такому подарку, признался на совещании у главы Краснодара местный депутат Алексей Бердников. «Вся техника – без систем кондиционирования и на газомоторном топливе. Транспортное предприятие также не получает возмещение из средств бюджета», – приводит его слова пресс-служба администрации Краснодара.

Ижевск в 2020 году по программе «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» приобрел 16 трамваев. Однако за новую технику транспортное предприятие расплачивается посредством лизинговых платежей. «Не получая возмещения, так как эти расходы не заложены в тариф на перевозку пассажиров», – приводит слова директора МУП «КТТУ» пресс-служба администрации Краснодара.

Генеральный директор МУП «Ижгорэлектротранс» Андрей Батов рассказал РЖД-Партнеру, что регион сэкономил на покупке трамваев, так как за один вагон стоимостью в 47 млн руб. заплатил 20 млн руб., а оставшиеся 27 млн оплачивает федеральный бюджет.

«Подчеркну, эти 20 млн оплачивает именно «Ижгорэлектротранс», лизинг рассчитан на пять лет. Но регион принял решение выделить субсидию, которая полностью покрывает лизинговые платежи транспортного предприятия. Когда к нам приезжала рабочая группа из Краснодара, мы объяснили, что на оформление субсидии нужно время, это решение регион принял не в один момент», – рассказывает А. Батов.

Собеседник РЖД-Партнера подозревает, что задержка с выдачей субсидии и заставила рабочую группу из Краснодара сделать заявление о нежелании участвовать в нацпроекте. При этом генеральный директор МУП «Ижгорэлектротранс» признается, что в Ижевске новых трамваев не было последние 17 лет. Предприятие модернизировало старые, ремонтировало их, в том числе подвергало капитальному ремонту, но на покупку новой техники в регионе средств не хватало.

«Из-за повышенного внимания к новым трамваям горожане вдруг узнали, что в Ижевске трамвайные пути в 1967 году построены были так, что на некоторых улицах, в кривых, два трамвайных вагона разъезжаются, пропуская друг друга. Такой принцип используется во многих городах России, и к этому привыкли, но в Ижевске вдруг, в один момент, этот момент стал крайне обсуждаем. В целом трамваи всем нравятся – и пассажирам, и водителям. Рассчитываем, что в следующем году обновление в рамках нацпроекта в Ижевске продолжится», – резюмирует А. Батов.

Трамвай – хорошо, а агентское вознаграждение – еще лучше

На запрос РЖД-Партнера замглавы Краснодара, отвечающий за транспорт и дорожное хозяйство, Артем Доронин не ответил. А на совещании у главы Краснодара было заявлено, что город нуждается в обновлении общественного транспорта. Обновить необходимо 50 автобусов, 150 троллейбусов и 100 трамваев.

«В Краснодаре именно трамвай – самый востребованный вид общественного транспорта. Ежедневно на маршруты выходят 236 вагонов», – подчеркивает на официальном сайте пресс-служба городской администрации.

Заявлено, что Краснодар закупает новую технику. Например, 103 трамвая город приобрел по программе «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». За счет средств городского бюджета приобретено также 10 троллейбусов с автономным ходом. Еще два троллейбуса – за счет собственных средств МУП «КТТУ».

«Пока при поддержке администрации края и Законодательного собрания рассчитываем продолжить обновлять трамвайный парк Краснодарского ТТУ через прямые закупки», – приводит слова главы города пресс-служба администрации.

Судя по отчету, который был представлен в Краснодаре, там вообще не стояла задача рассмотреть плюсы и минусы участия в нацпроекте, комментирует ситуацию аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере общественного транспорта Олег Арефьев.

«У рабочей группы была задача любой ценой обосновать правильность своего решения, и как итог – старались так, что допустили массу серьезных ляпов, от условий участия в данной программе до итоговой стоимости транспорта, приобретаемого по ней», – говорит он.

Эксперт подчеркивает, что Краснодар не одинок в своем стремлении избежать участия в программе обновления транспорта в рамках национального проекта. И региональные чиновники имеют для такой позиции весьма веские причины. В частности, для формирования заявки необходимы документы транспортного планирования. А их в регионах России попросту нет.

«Есть «сочинения на вольную тему», которые федеральные власти не рассматривают. Документы транспортного планирования региональные власти не делают, потому что некому даже сформулировать правильное ТЗ. Все дело в том, что региональные власти зачастую не в состоянии предоставить базовые данные по транспортному спросу и пассажиропотокам. А прямые закупки зачастую мотивируются агентским вознаграждением на счета лиц, принимающих решение или обеспечивающих его принятие, которого, участвуя в программе, не получишь. Я сейчас вот вообще не выдвигаю никаких обвинений в адрес краснодарских чиновников, я просто говорю об обычной практике», – резюмирует эксперт.

О. Арефьев заявляет, что в регионах средства нужны не только на обновление транспорта, но и на модернизацию всей транспортной инфраструктуры. Новые трамваи в некоторых регионах вынуждены были работать на сверхнормативных условиях из-за аварийного состояния полотна. «Транспортные системы находятся во многих городах в плачевном состоянии. В целом данная программа для регионов, реально стремящихся привести свои транспортные системы в порядок, это единственные способ это сделать по причине унылого состояния их бюджетов, не дающих возможность вот так взять и выделить на это денег», – говорит он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions