+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.03.2020 09:40:55
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Коронавирус не убил перевалку сухих грузов в российских морских портах

Динамика перевалки сухих грузов в российских морских в марте 2020-го ожидается на уровне, близком к прошлому году, считают участники рынка.
По итогам первых 2 месяцев, по данным АСОП, она составила 0,2% к аналогичному периоду 2019 года. Примерно на той же отметке темпы роста сохранятся и в марте текущего года. Возможен даже прирост в пределах 0,1–0,3 п. п.
Стивидоры не паникуют

Напомним, что на 33-й конференции АСОП, которая состоялась 24 марта 2020 года в Санкт-Петербурге, сообщалось, что по итогам прошлого года обработка сухогрузов составила 376 млн т (-3% к 2018 г.).

Спад образовался, судя по предоставленным данным, в основном из-за введения в строй автомобильной части Крымского моста. Это привело к падению каботажа Керченской переправы и обработки сухих грузов в морских портах, ранее поддерживающих морское сообщение с Крымом.

Кроме того, свою роль сыграло замедление динамики погрузки на сети РЖД, которое наблюдалось в II полугодии 2019-го. Спад продолжился и в январе – феврале текущего года.

В марте, как ожидают эксперты, сохранится отрицательная динамика. Однако если в первой половине месяца уход в минус оценивали в пределах до 7%, то во второй наметилось некоторое улучшение. Оно вывело погрузку на уровень -3% к аналогичному периоду прошлого года, сообщил председатель экспертного совета АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин.

Итоговую динамику определят последние 5 дней марта. Но прогнозы достаточно волатильные из-за того, что грузоотправители меняют планы погрузки в зависимости от конъюнктуры. Может сработать как пессимистический, так и оптимистический сценарий. Правда, шансы в сторону улучшения оцениваются выше, чем в сторону ухудшения. В таком случае сохранится минус около 3%.

Вместе с тем эксперты указывают на сохранение в марте на уровне, близком к прошлогоднему, динамики погрузки на сети РЖД в сторону морских портов РФ. Грузы едут, как отметили в АО «Морцентр ТЭК».

Однако сейчас в положительной зоне динамику перевалки сухих грузов удерживают в значительной мере благодаря автоперевозчикам. В частности, именно они сейчас обеспечили неплохие показатели по обработке зерна на морских терминалах, тогда как железнодорожная статистика по этой номенклатуре продолжает минусовать (в пределах -12%).

Дальневосточный бассейн сохранил перспективу роста

Что касается Дальневосточного бассейна, то здесь прогнозы остаются волатильными. По итогам марта 2020 года перевалка сухих грузов ожидается не хуже, а скорее всего – несколько лучше, чем в январе – феврале, когда составила +1%. Рост возможен в пределах от 1 до 2%.

Это объясняется оживлением производства в Китае. «Страны ЕС также выходят из спячки», – уточнил П. Иванкин.

«Китай ввел беспрецедентные меры, остановив промышленное производство ввиду эпидемии. Все экономики проводят вынужденный тест на то, могут ли они жить без Китая, и на то, как расти в период рецессий. В каком-то смысле происходит сдвиг в сторону внутренней торговли. Идет и вынужденная проверка новых стратегий государств», – добавил председатель правления альянса Асех Мирослав Золотарев.

И этот тест показывает, что несмотря на сбои в логистике склады в странах ЕС в марте текущего года остались заполненными на 50–60% от обычного уровня, характерного для хабов на маршрутах глобальных грузопотоков. Ожидалось, что они практически опустеют. Однако ограничение мобильности населения и резкое снижение потребления в странах ЕС из-за режима самоизоляции позволило сохранить складские запасы на приемлемом для мировой торговли уровне.

Глобальные уязвимости

По данным экспедиторов, в марте мировая транспортная система в сегменте грузовых перевозок стала работать в штатном режиме. Вместе с тем представители судовладельцев предупредили, что сложившаяся ситуация может привести к фундаментальным изменениям в будущем, поскольку нынешний кризис выявил ряд нежелательных уязвимостей для цепочек поставок, считают в Международной морской организации и Международном союзе автомобильного транспорта.

В качестве ответа на эти уязвимости ожидается диверсификация логистики. В этом плане достаточно оперативно отреагировали в РФ. «Очевидны изменения в давно сложившейся схеме поставок продукции: скажем, вместо закупок овощей и фруктов в Китае крупные ритейлеры переориентируются на Марокко, Израиль и Турцию. Все это тоже нужно доставлять, и это требует от операторов смены устоявшихся операционных схем и срочного поиска новых партнеров», – рассказал директор департамента Nawinia (входит в альянс Асех) Богдан Бутырев.

Подобные рокировки, кстати сказать, позволили стабилизировать перевалку сухих грузов в морских портах РФ в 2020 году. Стивидоры, в свою очередь, достаточно гибко реагируют на волатильность конъюнктуры рынка и логистики.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions