+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.05.2024 12:22:49
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Китайский брат стал старшим

Сегодня завершается визит президента РФ Владимира Путина в Китай. Накануне вместе с председателем КНР Си Цзиньпином он подписал совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. Как заявил китайский лидер, сегодня важно продолжать оптимизировать структуру сотрудничества, закреплять динамику в торговой и других традиционных сферах взаимодействия, в том числе укреплять кооперацию по пограничным пунктам пропуска и в транспортно-логистической области, обеспечивать стабильность глобальных цепочек производства и поставок.
Китайский брат стал старшим
Понять правила игры

В то же время в публичном заявлении не прозвучал ряд аспектов, к которым приковано большое внимание. Речь, в частности, о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Здесь наиболее ожидаемый вопрос касается создания трубопроводной системы «Сила Сибири – 2», отметил директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов.

«Пока не видим официальных заявлений, насколько [проект] может продвигаться», – констатировал он.

Как известно, «Сила Сибири – 2» предполагает поставки природного газа в КНР транзитом через Монголию. В этом случае трубопровод пройдет по Красноярскому краю, Иркутской области, станет источником для газоснабжения Бурятии и Забайкальского края. Проект несет мультипликативный эффект: он позволит снять ограничения в транспортировке газа для Томской, Новосибирской, Омской, Кемеровской областей.

Многое в его реализации зависит от договоренностей с Китаем по условиям контракта. «Газпром» проводит переговоры с китайской CNPC (российский монополист оценивает возможности поставок газа в КНР через Монголию до 50 млрд куб. м в год).

«С монгольской стороной все более-менее понятно. Создана специальная компания, ведется проектирование трубопровода через территорию Монголии. С китайскими партнерами посложнее», – ранее признавали в Минэнерго.

В целом торгово-экономическая часть повестки межправительственной встречи за неполный визит прозвучала достаточно приглушенно, говорит профессор факультета мировой экономики и международных отношений НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков.

«На неформальной встрече лидеров, думаю, эти вопросы обсуждаются», – сказал он.

Не озвучивался открыто и вопрос относительно снятия различных ограничений по взаимодействию и поставкам в области технологий, добавил А. Маслов.

За прошедшие годы Китай в экономике очень сильно вырвался вперед, из младшего брата стал старшим, отметил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, председатель российской части Российско-Китайского комитета мира, дружбы и развития Борис Титов.
В то же время определенный акцент сегодня делается на сотрудничество в области автопрома. «По автомобилям наше правительство предлагает переключаться с поставок готовых машин на их производство в Российской Федерации. У нас как раз в июне будет большая встреча с китайскими автопроизводителями, уже зарегистрировались более 40 компаний. Мы должны встретиться и понять правила игры, каким будет наиболее эффективный путь входа на российский рынок», – заявил Б. Титов.

Как рассчитать расчеты

На сегодня наиболее проблемным вопросом в торговле с КНР выступает организация внешнеторговых платежей. С начала года ряд китайских банков блокирует операции в юанях из РФ. Из-за угроз вторичных санкций импорт из Китая в Россию в марте и апреле начал сокращаться, свидетельствует А. Маслов.

Данная тема затрагивалась на переговорах. По словам президента России, в этом контексте стороны договорились, что будут укреплять контакты по линии кредитно-банковских учреждений, энергично задействовать национальные платежные системы для обслуживания своих экономических операторов.

Падение импортных поставок не носит обвального характера, но оно существенно, говорит С. Цыплаков. Импорт из Поднебесной в РФ в прошлом году оценивался примерно $110 млрд. В денежном выражении это больше поставок из Китая в Германию, которая является главным партнером КНР в Евросоюзе, отметил эксперт. Вряд ли Китай откажется от такого значимого объема торговли, рассуждает он. Поэтому соседние государства должны искать выходы из ситуации.

«Думаю, какие-то развязки стороны будут искать. Но смешно предполагать, что лидеры двух стран, встретившись, найдут какое-то волшебное средство. Скорее, они могут дать определенный политический сигнал, и уже соответствующие ведомства и финансовые институты будут искать какие-то развязки», – пояснил С. Цыплаков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions