По заверениям аналитиков, это делается не специально для обхода ограничений США или российских санкций, хотя и это тоже имеет место, но для увеличения присутствия путем подобного дробления бизнеса.
Обходные пути
Россия стоит на четвертой строчке в рейтинге крупных внешнеторговых партнеров КНР, но проблемы, с которыми сталкивается бизнес, например, ограничение трансграничных платежей, сохраняются, поэтому многие крупные компании создают «дочек».
«Удивительно, как России удается удерживать эту позицию (4 место в рейтинге) при всех трудностях переводов. Предприниматели выкручиваются как могут – с помощью платежных агентов, чьи ставки, кстати, снизились до 1,5–2% из-за активной конкуренции и прочих схем, – говорит эксперт по Китаю Тимур Седов. – Даже известны случаи открытия дочерних компаний региональными китайскими банками. [Фиксируется] работа с криптовалютой, которая не подходит для «белых» сделок».
По словам Андрея Брицко, автора телеграм-канала «ДАО импортера», практика открытия предприятий для работы с РФ будет расширяться из-за неопределенности в условиях торговой войны США и Китая, пошлинных ограничений. Китайский бизнес таким образом пытается компенсировать рынок, открывая подобные дочерние компании не только для товарообмена в Россией, но и с Африкой, Южной Америкой, Ближним Востоком, Юго-Восточной Азией и прочими, пытаясь заменить большой потребительский объем США.
Не вылететь из обоймы
За 2022–2024 годы средний уровень регистрации в России компаний, аффилированных с Китаем, увеличился в 3 раза. Если раньше было 40–50 регистраций в месяц, сейчас их число достигает 130–140 в месяц.
«Все больше китайские компании не просто регистрируют совместные предприятия, но совместные предприятия со стопроцентным иностранным капиталом, причем делают связку, например, ВТБ – ВТБ Шанхай. Выделяются и регистрируются предприятия отдельно для работы с Россией, чтобы дистанцироваться от головной компании на случай вторичных санкций. Обычно такую компанию возглавляет человек, который [в головной компании] возглавлял направление работы с Россией. Затем компании пытаются наладить между собой финансовую связку, потому что платежи идут хорошо и быстро. Но здесь возникает проблема – китайские компании пытаются регистрировать свои компании [со стопроцентным иностранным капиталом] и открывать счета в ВТБ, однако не всем местный Финмониторинг дает это сделать. Скорее всего, из-за каких-то внутренних проблем на территории Китая. Чаще всего [отказ] встречается у трех категорий китайских компаний: тех, кто связан с поставками оборудования, с подставками электроавтомобилей, и у компаний, поставляющих товары потребительского сектора и работающих на маркетплейсах. Вот такие компании [преимущественно] регистрируют [совместные предприятия со стопроцентным иностранным капиталом], – говорит А. Брицко. – Кто исторически работал с Россией, будут усиливать свое присутствие, а те, кто работал на уровне поставок в Россию, будут пытаться заходить на рынок. Будем наблюдать за этой развивающейся тенденцией. Импортерам надо держать ухо востро, чтобы не вылететь из этой обоймы».
Напомним, что 26 июня 2025 года на онлайн-семинаре, организованном РЖД-Партнером под названием «Бизнес с Китаем: проблемы логистики и взаиморасчетов», будет обсуждаться текущая ситуация в сфере грузоперевозок между Россией и КНР, в том числе снижение объемов импорта и контейнерных отправок, изменение тарифов на фрахт в азиатском направлении и роль железнодорожных маршрутов как ключевого инструмента в условиях нестабильной внешнеэкономической среды.
Среди заявленных тем – последствия торговой войны между США и Китаем для российских компаний, логистика экспорта продовольствия, СПГ и угля в КНР, развитие инфраструктуры на Восточном полигоне, особенности работы пограничных переходов и переход на электронные накладные в 2025 году.
Отдельное внимание будет уделено вопросам трансграничных расчетов, механизмам перевода средств в Китай, проблемам страхования сделок и выбору оптимальной схемы доставки товаров в РФ.
Онлайн-семинар станет площадкой для обсуждения практических кейсов, в том числе с учетом стремительного развития китайских технологий в логистике, способных в перспективе повлиять на модель транспортного взаимодействия между двумя странами.
Для участия необходимо направить заявку. Участники смогут получить консультации от ведущих специалистов и ответы на конкретные вопросы, связанные с логистикой, расчетами и внешнеторговой деятельностью с Китаем. Подробнее о мероприятии по ссылке.