+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.10.2025 17:47:36
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Кадровый голод: как дефицит водителей и рабочих угрожает устойчивости логистики

В последние годы сфера логистики сталкивается с множеством вызовов, и одним из самых острых является нехватка квалифицированных кадров. Согласно исследованиям, большинство компаний в этой отрасли прогнозирует обострение данной проблемы, а некоторые уверены, что кадровый голод может угрожать устойчивости их бизнеса.

Директор, управляющий бизнесом UNICORN HR BURO Александра Захарова выделила основные тренды на рынке труда, среди которых ключевым стал кризис сотрудников-мужчин. Это особенно актуально в контексте того, что Россия стала мировым лидером по проценту женщин в населении – 63%. Параллельно растет спрос на рабочие специальности, причем работники уходят туда, где предлагают привлекательные зарплаты. В результате «непривлекательные» профессии стали самыми необходимыми, и особенно заметна потребность в водителях дальнего следования. При этом сами сотрудники повышают планку для работодателей: требуют определенные марки машин, дополнительные условия, включая оплату за пробег или тоннаж.

С учетом различного размера рынка труда по отдельным профилям и демографическим трендам ожидается, что в течение 5 лет наибольший прирост занятости в абсолютном выражении будет у квалифицированных и неквалифицированных «синих воротничков» – в сельском хозяйстве, доставке и промышленности. Как добавляет директор hh.ru по Северо-Западу Юлия Сахарова, в топе самых сокращающихся профессий в период 2024–2030 годов на четвертом месте находятся сотрудники складского учета. В то же время в числе самых быстрорастущих профессий эксперт указала позитивную динамику для логистической отрасли: на втором месте оказались водители легких грузовиков и доставки, опережая по показателям IT-специалистов. Также в топ вошли водители автомобилей, фургонов и мотоциклов, несмотря на дискуссии о том, что беспилотники вскоре заменят живых водителей.

Индекс HeadHunter подтверждает кадровый дефицит: на одну входящую вакансию в категории «рабочий персонал» приходится 4,1 активных резюме, а в сфере «транспорт и логистика» – 5,9. Этот показатель чуть лучше, чем в других дефицитных областях, но недостаток кандидатов все же ощущается. С осени 2024 года активность работодателей в секторе «Транспорт, логистика, перевозки» снизилась, однако спрос остается высоким, а показатель активности кандидатов и конкуренции за рабочие места, напротив, увеличился.

В топ-10 логистических профессий вошли водитель (30%), упаковщик и комплектовщик (17%), кладовщик (12%), курьер (12%), машинист (12%), грузчик (8%) и менеджер по логистике (5%). Рассматривая портрет самой необходимой профессии – водителя, можно отметить, что 96% представителей этой профессии составляют мужчины, половина из которых не имеет опыта работы или имеет опыт до одного года. Диапазон зарплат в вакансиях составляет от 160 до 250 тыс. рублей. При этом, как отметила Сахарова, большинство кандидатов (60%) на вакансию водителя категории С старше 35 лет, а 11% – старше 55 лет. В то же время профессия курьера демонстрирует противоположный тренд: она привлекает молодежь и 53% курьеров – это люди в возрасте от 17 до 24 лет, чья заработная плата может достигать 200 тыс. рублей в месяц. Для сравнения, зарплата менеджеров по логистике и менеджеров по ВЭД оказывается менее конкурентной – от 70 до 138 тыс. рублей.

Отдельной проблемой является системный подход к подготовке кадров. Как отмечает заведующий кафедрой логистики и управления цепями поставок СПб ГЭУ, директор НОЦ «Логистика» Владимир Щербаков, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности не включает логистику в свой перечень – там есть только складирование и хранение. При этом в Общероссийском классификаторе специальностей логистика предлагается только для изучения в колледжах. По мнению Щербакова, эффективная подготовка кадров сегодня и в перспективе должна базироваться на трех стратегических приоритетах: связь с бизнесом, то есть практико-ориентированное развитие образования; сетевая организация образовательного процесса, позволяющая использовать сильные стороны разных вузов; и цифровизация образовательной деятельности.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions