+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2023 09:37:24
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Гонконг как центр бизнес-притяжения

Сегодня много российских компаний заинтересованы в сотрудничестве с Гонконгом, говорит председатель Российско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. Хотя, если рассматривать торговые отношения, Россия пока играет небольшую роль в его товарообороте.
Специальный район КНР

Согласно статистике за 2021 год, по экспорту (его объем составил около $5 млрд) РФ занимала 18 место, по импорту ($1,4 млрд) – 27-ое, сообщил В. Манкевич.

В поставках из России превалируют продукты питания животного и растительного происхождения, минеральные продукты, продукция химической промышленности. Больше половины ввозимых из Гонконга в РФ товаров традиционно занимали транспортные средства, главным образом автомобили, и оборудование. С 2022 года растут поставки в рамках параллельного импорта. В первую очередь это относится к бытовой технике и коммуникационной аппаратуре.

В 1997 году Китай обрел суверенитет над данной территорией. Согласно совместной китайско-британской декларации и основному закону Гонконга, ему предоставлена широкая автономия до 2047 года.

В специальном административном районе КНР фактически действует режим порто-франко, сняты многие ограничения по внешнеторговым операциям и предусмотрен благоприятный режим налогообложения.

Это единственный крупный финансовый центр в мире, не являющийся офшором, где отсутствует контроль за движением денежных потоков, уточнил руководитель представительства Совета по развитию торговли Гонконга в ЕАЭС, Грузии, Азербайджане и Молдове Леонид Орлов. При этом концентрация банковского капитала здесь вторая после Нью-Йорка.

Как долететь

Гонконг является крупным торговым портом и авиаузлом, в том числе для транспортировки грузов. В настоящее время отсюда летают около 120 авиакомпаний примерно в 220 направлениях.

Для грузовых авиаперевозок с Россией пока нет прямых рейсов, но количество сообщений со стыковкой в аэропортах третьих стран с начала года увеличилось, говорит ведущий специалист операционного отдела Novelco Никита Сергеев.

Из наиболее стабильных можно отметить маршруты «Узбекских авиалиний» (через Ташкент) с транзитным временем доставки 3-4 дня и «Египетских авиалиний» (через Каир) – в этом случае транзитное время составит 1-2 дня. «Это связано с тем, что груз, прилетающий в Каир, не перегружается на следующий борт, а происходит его дозагрузка. Благодаря этому транзитное время быстрее», - пояснил Н. Сергеев.

Еще один неплохой вариант связан со схемой перевозки с участием «Аэрофлота». Из Гонконга груз отправляется сначала локальными азиатскими перевозчиками в аэропорт Бангкок или Ханой, а оттуда прямым рейсом российской авиакомпании. «В принципе вариант стабильный, перегрузка идет быстро, транзитный срок составляет 2-3 дня», - проинформировал представитель Novelco.

Также возможно задействовать иные авиасообщения, более бюджетные, но с увеличенным временем перевозки. Сервис организовывают «Оманские авиалинии» (через Маскат), «Эфиопские авиалинии» (через Аддис-Абеба), «Малазийские авиалинии» (через Куала-Лумпур). Срок доставки может достигать 7 дней и более.

Навстречу высоким технологиям

Гонконг известен своими преференциями для IT-рынка, проектов в области FinTech, рассказывает директор по развитию бизнеса «Ситик Телеком СПС Рус» Румия Рахимова, что может быть интересно представителям IT-сообщества из России. Примерно 35% отечественных разработчиков программного обеспечения продают свою продукцию в другие страны. Согласно «Стратегии развития российского экспорта услуг до 2025 года», объем зарубежных продаж IТ-услуг должен составить $12,15 млрд.

Благодаря принципу «одна страна - две системы», Гонконг относительно независим от остальной части КНР, но сохраняет с ней плотные экономические контакты, как и с другими азиатскими странами. Как правило, здесь тестируются идеи, чтобы затем масштабировать их на такие крупные рынки, как Индия, Сингапур, Япония, Таиланд. К сведению, суммарный объем IТ-услуг в Азиатско-Тихоокеанском регионе по итогам 2022 года оценивался в $1,04 трлн. В 2025 году он может достигнуть $1,21 трлн.

Однако примеров запуска российских проектов в Гонконге, связанных с инновациями, пока немного.

Отечественный бизнес должен понимать, какой эффект от юрисдикции в специальном административном районе КНР может быть достигнут в долгосрочной перспективе, говорит исполнительный директор Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития Юлия Капранова. К тому же преференциальные режимы есть в других частях Китая, например, в рамках особой экономической зоны Хайнань.

Раньше Гонконг использовался для поставок высокотехнологичных товаров в Россию, поскольку не надо было платить пошлину и нести прочие дополнительные расходы. Теперь делать это проблематично, в том числе из-за опасения вторичных санкций.

«Если мы покупаем какой-нибудь контроллер производства КНР, он улетает из [континентального] Китая. Понятно, что нужно заплатить вывозную пошлину, но деваться некуда, – рассказали в одной из российских компаний. – Если мы везем какой-то западный компонент, можно провезти его через Шанхайскую зону свободной торговли, не понеся больших затрат. Подобные зоны становятся для России намного более интересными, чем Гонконг».

Тем не менее сбрасывать со счетов возможности специального административного района Китая не стоит, здесь целесообразен дифференцированный подход.

«Если вы хотите инвестировать в то, что связано с [промышленным] производством – вам в Китай. Если хотите инвестировать в сервисы, IT-технологии, облака и прочие вещи, которые не нужно гонять через таможню, то Гонконг вполне себе работает», – заключил предприниматель.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions