+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.02.2023 10:00:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Газ, водород, электричество: топливо будущего не любо, но дорого

Менее семи сотен газовых заправок в России, строительство каждой оценивают в 160 млн рублей, а срок окупаемости – не менее десяти лет. Однако инвесторы, построив объект,  закрывают его. Есть план по внедрению в качестве топлива водорода, но заправок всего две. Есть надежды и на электротранспорт, заправки для него тоже есть, но самих электрокаров в России пока не производят, пока только обещают. РЖД-Партнер заглянул в альтернативное будущее топлива.  

Деньги в водородную топку

Трехосный тягач Genlyon презентовали на прошлогоднем Петербургском газовом форуме как автомобиль, работающей на новейшем эко-топливе – 150 кг сжиженного водорода. Но заполнить все восемь баллонов модно, но одна заправка в Москве, другая в Петербурге, признается представитель компании Hongyan. А больше и не надо, парирует профессор Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина и исполнительный вице-президент ГК «НьюТек Сервисез» Валерий Бессель. Трехосный тягач Genlyon на водородном топливе преодолеет, максимум, 276 км, а, для сравнения, на природном газе – вдвое больше, минимум 600 км., подсчитывает профессор. «Экологичность, конечно, выше у водородного тягача. Но с экономической точки зрения водород неэффективен», — добавляет Валерий Бессель.

Профессор приводит расчеты: если весь экспортируемый в 2021 году газ – все 194 млрд м3 – преобразовать в водород, то получится всего 34,8 млн т. водорода, можно, конечно, повысить его эффективность и загрузить работой все российские ГЭС, но в этом случае получится избыток электроэнергии в 236,5 млрд кВт⋅ч и, максимум, 6,5 млн т. водорода с повышенной эффективностью. Результат заставляет профессора задавать экономистам главный вопрос: «Если мы будем делать это за свои деньги, то мы будем это делать? У водорода есть одна проблема, чтобы получать его – необходим источник бесконечно «холявной» энергии».

Светлое будущее водородного транспорта – во мраке: Валерий Бессель разрушает его не только математическими расчетами, но и экскурсом в прошлое, в котором водород уже стоял на страже интересов человечества. В 1988 году на водородном топливе поднялся ТУ-155, но самолет совершил пять рейсов. «Потому что дальние полеты на водороде – неэффективны», — заявляет Валерий Бессель.

«А остальные 88 рейсов самолет сделал на сжиженном метане, потому что на газовом топливе он летал в 2,5 раза большие расстояния. Это возможно, потому что у метана плотность выше. Это физика, это не мои домыслы», — горячится профессор.

Газомоторное топливо как страшная сказка

Для российских бизнесменов есть один положительный фактор для перехода на газомоторное топливо, о котором мало кто говорит: в отличие от дизеля его нельзя слить и украсть. Получается, коррупционная емкость снижается даже на уровне отдельно взятого автопредприятия и поднимается уровень жизни всего государства, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза и зампред правления ассоциации «Надежный партнер».

«В Турции водителям говорили, перевод автомобиля на газовое топливо гарантирует защиту экологии и дарит детям светлое будущее, то есть государство может и даже должно проводить рекламные кампании», — добавляет он.

В России сегодня работают более семи сотен автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), строительство каждой оценивают в 160 млн рублей, а срок окупаемости – не менее десяти лет. Чтобы сократить его хотя бы до семи лет в бюджете страны на 2023 год предусмотрены субсидии в размере 1,2 млрд рублей. Всего же государство выделяет на строительство одной АГНКС до 4,95 млрд рублей в год.

В кулуарах Петербургского газового форума участники рынка рассказали РЖД-Партнеру о закрытии ряда АГНКС. Есть версия, что это произошло из-за низкого спроса на газовое топливо, но, не исключено, заправку строили ради бюджетных выплат программы по строительству АГНКС. Поэтому эксперты предлагают заменить выплаты за строительство газовых станций субсидиями покупателям метана.

Электрический не вечный двигатель

Игорь Гирдин, финансовый директор «Электромобили Мануфэкчуринг» Рус признался РЖД-Партнеру, компания только разрабатывает российский грузовой электромобиль, но очередь из желающих купить его уже сформировалась: она состоит из представителей логистических, почтовых и курьерских компаний, а также ритейла и е-commа. Бизнес-модель «рабочей лошадки» массой 3,5 т. предусматривает запас хода на одном заряде до 250 км. Конечная стоимость пока неизвестна, но, предположительно, с учетом скидки от государства потребителю она обойдется в 3,5 млн руб., говорит Игорь Гирдин.

«Пробки для электромобиля не страшны, так как он там стоит, а энергия почти не расходует. А на торможении идет рекуперация, то есть восполнении энергии для повторного использования», - добавляет он.

ГАЗ также намерен наладить серийное производство коммерческого электротранспорта, и эти планы ничего не сможет испортить: комплектующие, как и два года назад, поставляет Китай. Число транспортных средств на электротяге может превзойти количество транспорта на газомоторном топливе в 25 раз, об этом заявляет Юрий Федяев, генеральный директор компании «Классические инвестиции». Более того, эти автомобили можно заряжать даже от бытовых розеток, процесс идет дольше, но идет. В наступившем 2023 году к пилотному проекту по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта присоединятся еще 28 регионов, доведя число участников до 40. Согласно плану, к 2030 году в России построят не менее 72 тыс. быстрых зарядных станций, а доля электромобилей в общем объеме производства транспортных средств достигнет 10%.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions