+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2024 09:39:59
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Гарантированный поставщик северного завоза

Минвостокразвития совместно с Росатомом и Атомфлотом планирует запустить в следующем году пилотный проект в рамках создания единого морского оператора для доставки социально значимых грузов в отдаленные районы Севера.
От берега до берега

Работу единого морского оператора северного завоза планируется обкатать на Чукотке. Регион ежегодно завозит порядка 230 тыс. т угля, 170 тыс. т нефтепродуктов, около 7–8 тыс. т продуктов питания и товаров первой необходимости.
Пилотные перевозки начнутся с 1 мая 2025 года. К настоящему времени подготовлен соответствующий проект решения правительства, принятие которого ожидается до конца этого года, проинформировал замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.

«Мы ни в коем случае не создаем монополию, мы, грубо говоря, вводим гарантирующего поставщика. При обращении к нему со стороны регионов он будет обеспечивать доставку грузов», – пояснил чиновник.
В рамках пилота решено отработать перевозку лишь по некоторым видам грузов. В частности, проект пока не будет затрагивать завоз угля, чтобы не ломать существующие логистические схемы.
Компетенция операторской компании будет распространена на доставку груза под ключ в части всего водного транспорта, говорит первый заместитель гендиректора по управлению бизнесом АО «Русатом Арктик» Дмитрий Матвиишин. В рамках пилотного проекта власти Чукотки попросили включить в единый контур услугу транспортировки и по арктическим рекам.

Основная доля северного завоза поступает в регион через морские порты Анадырь, Провидения, Эгвекинот, но часть – на необорудованный берег (в округе, например, для приема ГСМ насчитывается 20 таких портопунктов), либо судами до Зеленого мыса и далее речным маршрутом до Анюйска.

«В соответствии с ФЗ предусмотрено, что единый оператор занимается перевозками исключительно между портами... Но Чукотский автономный округ не единственный регион с такой проблемой, где с морской доставкой все работает более-менее неплохо, основные проблемы – в речном транспорте с учетом в том числе старения флота», – уточнил Д. Матвиишин.

По его словам, транспортными компаниями подтверждена возможность предоставить компании суда во фрахт.

Гарантия в части наличия флота крайне важна, отмечает заместитель губернатора Чукотки Константин Солонский. «Цена фрахта кораблей может меняться скачкообразно от конъюнктуры рынка, в любой момент. Это было в 2021–2022 году. Произошел скачок, и просто не было кораблей, на которых можно было совершить доставку. Из-за этого цена менялась непонятным образом», – рассказал он.
Поэтому ожидания от работы единого оператора связаны если не со снижением стоимости перевозки, то хотя бы ее предсказуемости.

У регионов есть вопросы

Создание единого морского оператора должно стать гарантией того, что товары на отдаленные территории будут доставляться в срок и с минимально возможными издержками.
Однако с новацией еще не все понятно, у представителей регионов возникают различные вопросы, свидетельствует зампред комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.

К примеру, в Ненецкий автономный округ доставка грузов может сначала происходить по железной дороге, а затем судами класса река-море. В итоге цена транспортной составляющей становится довольно высокой. Если сравнивать НАО с центральными районами страны, то дизельное топливо здесь дороже на 70%, а уголь – в 2,5 раза.

«В этой связи возникает вопрос о регулировании отношений единого морского перевозчика с железнодорожным транспортом, результатом которого должно быть строгое планирование перевозки. В этом смысле будет ли сама система предусматривать дотирование железнодорожных перевозок для снижения издержек», – задается вопросом А. Широков.

Кроме того, говорит сенатор, необходимо понять, будет ли субсидироваться, помимо тарифа РЖД, ставка операторов на предоставление подвижного состава. По-хорошему, это нужно гармонизировать.

Целью реализации положений ФЗ «О северном завозе» должно стать уменьшение цены груза и товара для конечного потребителя, резюмирует представитель Совфеда. Целесообразно проанализировать, как растет себестоимость того или иного товара, чтобы точечно применять механизм госсубсидий. «Такой подход позволит сделать субсидирование более адресным и точным, а конечная цена товара будет взвешенной и предсказуемой», – считает А. Широков.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions