Активная разработка экзоскелетов ведётся в военной и медицинской областях, в промышленности результаты пока нельзя назвать «прорывными», однако, по прогнозам Global Markets Inside, к 2024 году промышленные экзоскелеты опередят в развитии военные и медицинские на 120%. Рынок экзоскелетов планирует в 2025 году дойти до уровня 8,3 млрд долларов.
Использование экзоскелетов – долгосрочное вложение для логистики. Если на промышленном производстве продуктивность повышается на 250–2000 процентов (по исследованиям компании Ekso Bionics) и технология позволяет окупить себя за 8 месяцев за счёт сокращения привлекаемого персонала, то в перевозочных процессах мы ожидаем больший разрыв между вложениями и профитом.
Тем не менее, некоторые компании уже заинтересовались применением экзоскелетов для доставки тяжелых грузов. К примеру, компания Waydo планирует использовать данную технологию в промышленных масштабах уже в 2020 году. Генеральный директор транспортно-логистической компании Waydo Андрей Лосев обосновывает необходимость внедрения экзоскелетов, также, тем, что для удовлетворения запроса потребителей необходимо сокращать количество низкоквалифицированного персонала: «Например, за последние два года квадратура окна выросла, соответственно, увеличился вес: от 40 кг в среднем до 800-100 км. Такой же тренд виден в мебельном рынке, поскольку для оптимизации процесса сборки компании начинают поставлять мебель уже собранными модулями. Мы убираем многочисленных грузчиков, они уже не справляются с подобной задачей. Замечу, у нас получается не грузчик в экзоскелете, а оператор робота. Это другой пласт людей, который может предоставить более качественный сервис и для наших потребителей. Ведь доставка – это вторая продажа».
Экзоскелеты – это металлические каркасы, которые человек надевает на себя. Их основное предназначение — разгрузить опорно-двигательный аппарат и перенести весь вес на себя. Поэтому они находят применение в тех отраслях, где наиболее остро стоит вопрос длительных работ с использованием какого-либо габаритного оборудования или присутствуют процессы погрузки-выгрузки.
Существуют модели экзоскелетов с активным и пассивным принципом работы. Активные экзоскелеты нуждаются во внешнем источнике энергии, но зато обеспечивают качественное повышение возможностей работника. Механика пассивных экзоскелетов основана на использовании кинетической энергии и силы. Благодаря им можно избежать чрезмерных нагрузок, но нельзя превысить лимит «грузоподъёмности» человека. Вес конструкции – от 16 кг, однако оператор его не ощущает, благодаря распределенной нагрузке.
Для логистики применение активных экзоскелетов приведет к полной трансформации процесса погрузки, где ещё применяется человеческая сила. Сегодня серийного применения таких конструкций нет. На данный момент активный экзосклеет стоит 3,6 миллионов. Задача для машиностроителей – довести стоимость до 200-300 тысяч рублей, тогда применение новой технологии будет рентабельно за счёт увеличения скорости движения груза. Производители утверждают, что при серийном выпуске такая цена возможна. При этом средняя стоимость промышленного робота – 5 млн.
По сравнению с роботами в промышленности, экзоскелет помогает оптимизировать операции, которые в данный момент исполняет человек. Роботами можно заменить стандартные, алгоритмичные операции. Всё, что не укладывается в алгоритмы, продолжат исполнять люди. Эксперты считают, что в логистике произойдёт расслоение операции и их перераспределение, а конкуренции экзоскелетов и роботов не будет.
Передовые технологии на мировом рынке экзоскелетов сегодня представлены американцами. Исследования показали, что рабочие, которые сталкиваются ежегодно с профессиональными перегрузками, обходятся компаниям США в 15 млрд долларов. Сегодня невозможно сделать экзоскелет полностью из российских материалов, однако работы в этом направлении ведутся. В промышленности наиболее крупный проект – Stakhanov, продукт от которого с нетерпением ждут, в основном, промышленные производства.
Автор: Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.