+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.02.2022 09:02:51
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Детективная история: куда повезут белорусские минудобрения?

Правительство Литвы с 1 февраля запретило «Беларуськалию» отправлять свою продукцию литовские железные дороги и морской порт Клайпеда. Это вызвало бурные обсуждения: куда же повернут белорусские минудобрения? После того как литовцы объявили о запрете транзита белорусских минудобрений, ситуация по поводу «Беларуськалия» представлялась достаточно простой: нельзя через Литву – значит повезут через российские порты. И за последние три дня в СМИ выплеснулось море информации. Но чем больше ее появлялось, менее понятным становилось, куда же отправились вагоны. Их ведь должно быть более тысячи в сутки. Как выяснилось, на эту тему пока молчат источники в ОАО «РЖД», Минтрансе России, стивидорных компаниях. Темнят и сами грузоотправители. Это имеет только одно объяснение. Впрочем, обо всем по порядку.
Неоднородный грузопоток

Начнем с того, что для ОАО «РЖД» принять дополнительный объем – не проблема. Тем более что в январе минудобрений по ОАО «РЖД» было перевезено 5,5 млн т, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Однако в холдинге не опровергли, но и не подтвердили данные о том, что белорусские минудобрения поехали через российскую территорию.

И вопрос о том, куда теперь заадресован груз, вызвал живой интерес. Их подогрел, естественно, давно известный факт: Специализированные терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге законтрактованы российскими производителями. Они по максимуму вывозят свою продукцию на Запад. А их развитие скоординировано с расширением мощностей российских предприятий. Белорусскую продукцию тут сложно пристроить.

Когда следы белорусских удобрений не удалось разглядеть, вот тут, собственно, и начался детектив.

О чем это говорит?

О том, что перемены в логистике произошли, очевидно, еще до возникновения решения, которое приняли в Литве с политической окраской. И причины тут – чисто экономические.

Напомним, что экспортный грузопоток «Беларуськалия» оценивается более чем в 10 млн т. Однако он неоднородный. Предприятие отправляет свою продукцию не только навалом морскими балкерами, но и в биг-бегах, а также контейнерах. Контейнеры в принципе не отследить. Железнодорожные полувагоны с биг-бегами можно обработать на любой свободной площадке, где есть портальный кран. А небольшие универсальные комплексы на Северо-Западе РФ тоже не склонны сообщать, что и на каких условиях перегружают.

Можно отследить только экспортные отправки вагонов-минераловозов. Именно на них, кстати, имели виды в Литве. Но, во-первых, доля таких отправок на экспорт из Белоруссии сокращалась. А во-вторых, эти партии вообще-то несложно перенаправить российским аграриям, а отечественные поставщики калийных удобрений тогда легко заместят соответствующую долю на экспортном рынке.

Между прочим, вопрос о возможности подобной рокировки уже ранее обсуждался. Например, в прошлом году, когда интересы российских и белорусских экспортеров пересеклись на некоторых зарубежных рынках.

Спорить экспортерам уже не о чем

Поводом для споров стали скидки, которые предоставили Литовские железные дороги: в Литве хотели загрузить по максимуму свои морские терминалы за счет белорусских удобрений. Это получалось дешевле. Соответственно белорусы могли предложить некоторым своим иностранным партнерам более выгодные условия поставок, чем в РФ.

Сейчас подобных скидок у железнодорожников Литвы нет. И повод для конфликта интересов растаял сам собой. Логистика сместила акценты в цепочках поставок. По-видимому, в Литве в отместку и сделали свой политический ход с запретом на белорусский транзит минудобрений.

Правда, по-видимому, в Литве плохо просчитали дальнейшие последствия своего решения. Дело в том, что раньше поводом для периодических трений между российскими и белорусскими партнерами становился вопрос обеспечения валютной выручкой «Беларуськалия». Для Минска это имело макроэкономическое значение. Нынешний выпад Литвы, по-видимому, теперь приведет Белоруссию и РФ к определенным договоренностям на эту тему.

Понятно, что секреты на эту тему никто разглашать не станет. Однако последствия будут очевидными: логистика двух стран в итоге рокировок с перевозками минудобрений только усилит свою интеграцию.

Причем она явно будет на пользу и российской, и белорусской стороне. Мировое потребление калийных удобрений в 2021 году увеличилось до 45 млн т (+2% к 2020 г.), по данным Геологической службы США. При этом доля Беларуси в глобальном производстве выросла за год с 16,8 до 17,4%.

В августе 2021 года США ввели экономические санкции против Белоруссии. Они до декабря не распространялись на госкомпанию – «Беларуськалий». Поэтому импорт удобрений из Белоруссии продолжался. Однако он стал сокращаться.

Решение Литвы о запрете транзита белорусского калия подтолкнуло котировки на него на мировых биржевых площадках вверх. И уже 3 февраля, как отметил биржевой аналитик Алексей Головинов, на Мосбирже акции «Акрона» подскочили на 6%, в том числе, на фоне опасений, связанных с предложением калийных удобрений на рынке Европы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions