Неоднородный грузопоток
Начнем с того, что для ОАО «РЖД» принять дополнительный объем – не проблема. Тем более что в январе минудобрений по ОАО «РЖД» было перевезено 5,5 млн т, что на 3,2% меньше, чем за аналогичный период 2021 года. Однако в холдинге не опровергли, но и не подтвердили данные о том, что белорусские минудобрения поехали через российскую территорию.
И вопрос о том, куда теперь заадресован груз, вызвал живой интерес. Их подогрел, естественно, давно известный факт: Специализированные терминалы в Усть-Луге и Санкт-Петербурге законтрактованы российскими производителями. Они по максимуму вывозят свою продукцию на Запад. А их развитие скоординировано с расширением мощностей российских предприятий. Белорусскую продукцию тут сложно пристроить.
Когда следы белорусских удобрений не удалось разглядеть, вот тут, собственно, и начался детектив.
О чем это говорит?
О том, что перемены в логистике произошли, очевидно, еще до возникновения решения, которое приняли в Литве с политической окраской. И причины тут – чисто экономические.
Напомним, что экспортный грузопоток «Беларуськалия» оценивается более чем в 10 млн т. Однако он неоднородный. Предприятие отправляет свою продукцию не только навалом морскими балкерами, но и в биг-бегах, а также контейнерах. Контейнеры в принципе не отследить. Железнодорожные полувагоны с биг-бегами можно обработать на любой свободной площадке, где есть портальный кран. А небольшие универсальные комплексы на Северо-Западе РФ тоже не склонны сообщать, что и на каких условиях перегружают.
Можно отследить только экспортные отправки вагонов-минераловозов. Именно на них, кстати, имели виды в Литве. Но, во-первых, доля таких отправок на экспорт из Белоруссии сокращалась. А во-вторых, эти партии вообще-то несложно перенаправить российским аграриям, а отечественные поставщики калийных удобрений тогда легко заместят соответствующую долю на экспортном рынке.
Между прочим, вопрос о возможности подобной рокировки уже ранее обсуждался. Например, в прошлом году, когда интересы российских и белорусских экспортеров пересеклись на некоторых зарубежных рынках.
Спорить экспортерам уже не о чем
Поводом для споров стали скидки, которые предоставили Литовские железные дороги: в Литве хотели загрузить по максимуму свои морские терминалы за счет белорусских удобрений. Это получалось дешевле. Соответственно белорусы могли предложить некоторым своим иностранным партнерам более выгодные условия поставок, чем в РФ.
Сейчас подобных скидок у железнодорожников Литвы нет. И повод для конфликта интересов растаял сам собой. Логистика сместила акценты в цепочках поставок. По-видимому, в Литве в отместку и сделали свой политический ход с запретом на белорусский транзит минудобрений.
Правда, по-видимому, в Литве плохо просчитали дальнейшие последствия своего решения. Дело в том, что раньше поводом для периодических трений между российскими и белорусскими партнерами становился вопрос обеспечения валютной выручкой «Беларуськалия». Для Минска это имело макроэкономическое значение. Нынешний выпад Литвы, по-видимому, теперь приведет Белоруссию и РФ к определенным договоренностям на эту тему.
Понятно, что секреты на эту тему никто разглашать не станет. Однако последствия будут очевидными: логистика двух стран в итоге рокировок с перевозками минудобрений только усилит свою интеграцию.
Причем она явно будет на пользу и российской, и белорусской стороне. Мировое потребление калийных удобрений в 2021 году увеличилось до 45 млн т (+2% к 2020 г.), по данным Геологической службы США. При этом доля Беларуси в глобальном производстве выросла за год с 16,8 до 17,4%.
В августе 2021 года США ввели экономические санкции против Белоруссии. Они до декабря не распространялись на госкомпанию – «Беларуськалий». Поэтому импорт удобрений из Белоруссии продолжался. Однако он стал сокращаться.
Решение Литвы о запрете транзита белорусского калия подтолкнуло котировки на него на мировых биржевых площадках вверх. И уже 3 февраля, как отметил биржевой аналитик Алексей Головинов, на Мосбирже акции «Акрона» подскочили на 6%, в том числе, на фоне опасений, связанных с предложением калийных удобрений на рынке Европы.
Автор: Александр Солнцев
Фото: Homoatrox
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.