В 2008 году началась эксплуатационная работа на железнодорожных путях необщего пользования АО «Дальтрансуголь». По сей день терминал специализируется на перевалке угля с железнодорожного транспорта на морской с последующей его доставкой в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования и уборка с него осуществляются организованными поездами. Выгрузка вагонов производится закрытым способом при помощи вагоноопрокидывателей. Для обеспечения бесперебойной выгрузки продукции зимой, когда уголь в вагонах смерзается, на железнодорожном пути необщего пользования АО «Дальтрансуголь» используются два уникальных, не имеющих аналогов не только в России, но и в мире самоходных маневренных резательных комплекса. С их помощью промерзший монолитный уголь распиливается и приобретает сыпучесть.
В свое время проектная перерабатывающая способность терминала составляла 12 млн т угля в год. Объекты железнодорожного обеспечения включали станцию Терминал и два соединительных пути между нею и парком Токи припортовой станции Ванино Дальневосточной железной дороги. Станция Терминал использовала два железнодорожных парка – приемочный для груженых поездов и накопительно-отправочный для накопления порожних вагонов и передачи их работникам ОАО «РЖД после выгрузки вагоноопрокидывателем. Общая развернутая длина железнодорожных путей собственности АО «Дальтрансуголь» составляла 31,3 км. На станции Терминал имелся 51 стрелочный перевод, в том числе 47 централизованных, управляемых дежурным по станции с поста электрической централизации (ЭЦ). Устройства СЦБ и связи были оснащены современным оборудованием.
Для развития терминала и увеличения его перерабатывающей способности до 24 млн т угля в год ОАО «Дальгипротранс» по просьбе АО «Дальтрансуголь» в 2014 году разработало проект развития внешней железнодорожной инфраструктуры. В конце 2014-го началось строительство нового парка отправления Терминал-2. По окончании строительства, в январе 2017 года, общая развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования АО «Дальтрансуголь» составила 45,13 км. Количество стрелочных переводов достигло 70 ед. Управление движением поездов и маневровой работой стало производиться с двух постов ЭЦ. С момента эксплуатации нового парка отправления Терминал-2 в феврале 2017 года туда была переведена часть работ по подготовке порожних вагонов в составах организованных поездов, что высвободило приемо-отправочные пути станции Терминал для маневровой работы по формированию групп вагонов с однородными марками угля с последующей подачей их на выгрузку. Благодаря внешнему развитию парка сократились сроки доставки порожних вагонов к местам погрузки и простои вагонов на технических станциях, при этом на железнодорожном пути необщего пользования Ванинского балкерного терминала появилась возможность формировать до трех технических и отправительских маршрутов в сутки.
После ввода проекта во временную эксплуатацию терминал получил ряд конкурентных преимуществ. Среди них – увеличение пропускной способности станции Ванино благодаря разгрузке горловин парка Токи, а также возможность отцепки подталкивающего локомотива ОАО «РЖД» и отправки его из парка Терминал-2 непосредственно на станцию Дюанка, минуя четную горловину станции Токи. Кроме того, емкость парка АО «Дальтрансуголь» увеличилась на 450 вагонов, что снизило риски оставления поездов на путях РЖД в ожидании приема. При этом в период летних путевых работ стало возможным принимать на путях общего пользования на 4–5 поездов больше и обеспечивать равномерность выгрузки на терминале. Возникла и возможность формирования порожних отправительских маршрутов, что в перспективе приведет к экономии затрат на перевозку порожних вагонов.
В настоящее время для перевозки продукции в адрес АО «Дальтрансуголь» СУЭК активно привлекает в рабочий парк инновационные вагоны с повышенной грузоподъемностью. Благодаря их использованию средняя статическая нагрузка на вагон в 2017 году выросла до 73,2 т, что на 2,1 т выше, чем в 2016-м. Уже сейчас технические и производственные возможности терминала позволяют переваливать 30 млн т угля в год. В компании запущен проект реконструкции терминала, нацеленный на рост мощности перевалки до 40 млн т в год.
При этом в настоящее время пропускная способность железнодорожного узла, ведущего к Ванино, составляет 42–43 млн т в год, что является основным ограничивающим фактором для наращивания объемов перевалки угля. Одновременно с АО «Дальтрансуголь» другие операторы угольных терминалов также наращивают объемы и вводят в эксплуатацию новые перевалочные мощности. В случае реализации всех проектов суммарный объем перевозки грузов в направлении Ванино составит порядка 80 млн т в год. В сложившейся ситуации компании, заинтересованные в наращивании пропускной способности этого участка сети, надеются на то, что его масштабная модернизация и реконструкция, начатая ОАО «РЖД», учтет потребности рынка.
Для обеспечения роста объемов перевозок в направлении на Ванино до уровня 80 млн т в год необходимо дополнительное развитие Западного БАМа, в первую очередь участка Новый Уоян – Таксимо, Восточного БАМа – от ст. Тында до ст. Комсомольск-Сортировочный, участков Волочаевка – Комсомольск-Сортировочный и Междуреченск – Абакан, станций Тында, Комсомольск-Сортировочный, Волочаевка, а также крупных технических станций Транссиба. Кроме того, необходима укладка сплошных двухпутных линий на всем протяжении участка Комсомольск – Ванино (за исключением участка Оунэ – Высокогорная) и его электрификация. Повысить пропускную способность узла поможет и сокращение межпоездных интервалов до 8 мин. на всем протяжении Транссиба.
Автор: Ксения Фокина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.