+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
06.09.2021 15:01:23
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Бондовые склады: эксперимент сроком на год

Уже в ноябре участники рынка e-commerce войдут в эксперимент: Евразийская экономическая комиссия реализует пилотный проект, который может упростить и, главное, ускорить доставки из иностранных интернет-магазинов. Заявлено, что экспериментальным будет весь 2022-й, итоги подведут в конце года.

Мировой опыт: как у них работает?

Бондовые склады впервые появились в 2012 году. Но не в России. В Европе сейчас на бондовые склады приходится около 60% оборота трансграничной торговли. В этом обороте, удивительно, Россия уже задействована: товары из США и Юго-Восточной Азии часто попадают транзитом через страны Скандинавии, Прибалтики и Центральной Европы.

Больше всего бондовых складов в Китае – там открыто около 120 территорий с особым экономическим статусом со своим режимом таможенного контроля и налоговыми правилами и на бондовые склады приходится более 85% оборота трансграничной торговли.

«В экономически развитом Китае бондовые зоны работают не только на импорт, но и на экспорт, поскольку в Китае огромное значение придают защите интересов национальных производителей. Аналогичная ситуация и в Малайзии, где в 2017 году запустили бондовую площадку на экспорт и транзит – с тех пор количество работающих на площадке компаний, ориентированных на экспорт, выросло с двух тысяч до пяти», – рассказывает аналитик департамента складской недвижимости Accent Capital Наталья Зайнуллина.

Данные площадки принципиально не отличаются от имеющихся в России таможенных складов: грузы, прошедшие через них, не облагаются пошлинами, НДС, акцизами и другими обязательными платежами, объясняет директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. «Однако в России продолжить транзит в других таможенных органах возможно только с ограничениями. Закрыть таможенную процедуру «таможенный склад» можно выпуском для внутреннего потребления или реэкспортом, а вот открыть процедуру «транзит» для последующей отправки товаров пока невозможно», – говорит он.

Российский опыт: почему не работает?

В России о бондовых складах говорят последние года два. Инициатором перехода России на новый вид работы e-commerce стала «Почта России», она предоставила правительству новую схему развития трансграничной торговли еще летом 2020 года. Согласно расчетам компании, использование таможенных складов для доставки интернет-покупок позволит сократить минимальный срок доставки зарубежного товара покупателю до одного-двух дней.

По замыслу «Почты России», если сделать таможенные склады перехватывающими узлами для трансграничной e-commerce, то зарубежные продавцы смогут создать в России товарный запас, и именно он сократит срок между кликом заказа и исполненной доставкой. Изначально предполагалось, что эксперимент стартует в феврале 2021 года, а в качестве пилотных территорий планировалось использовать Московскую область и Новосибирск.

Однако в намеченный срок эксперимент не стартовал. Его перенесли на ноябрь 2021 года.

Особый путь

Размещение товаров на бондовых складах не является новацией с точки зрения действующего российского таможенного законодательства, утверждает руководитель таможенного департамента Boxberry International Александр Завалишин. Более того, из-за сложностей переходного момента участники рынка научились обходиться без бондовых складов.

«Есть и альтернативный вариант упрощенной доставки из-за рубежа индивидуальных заказов для физических лиц – по действующей практике в рамках эксперимента, проводимого по приказу ФТС России № 1060. Такие заказы не облагаются пошлинами, если их стоимость не превышает €200, а вес – 31 кг», – говорит А. Завалишин.

Но при этом эксперт подчеркивает, что бондовые склады расширяют возможности участников рынка. И сейчас, до официального старта эксперимента, товары интернет-торговли попадают под процедуру таможенного склада и реализуются в течение трех лет, то есть продавец их может хранить без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых или компенсационных пошлин. При этом все это время они сохраняют за собой статус иностранных товаров, объясняет А. Завалишин. Но, это важно, сейчас доставка через таможенные склады возможна лишь в B2B-сегменте.

«Для реализации этого проекта в B2C необходимо создать инфраструктуру, соответствующую требованиям законодательства. «Почте России» требовалось время на выполнение всех заявленных государством условий по обустройству таких складов. Также стоит учитывать и возросшую конкуренцию на рынке компаний, обеспечивающих доставку заказов до конечного потребителя», – отмечает А. Завалишин.

Согласно документу от ЕЭК, товары электронной торговли выводятся в отдельную категорию.

«Для того чтобы полноценно запустить бондовые склады в России, необходимо внести значительные изменения не только в федеральный закон о таможенном регулировании, но и в Таможенный кодекс ЕАЭС. На практике это происходит не так быстро, как хотелось бы участникам ВЭД», – говорит А. Мисаилов.

Но реализации проекта создания свободной торговой (бондовой) зоны мешает не только отсутствие нормативного регулирования, но и противодействие со стороны некоторых игроков рынка, признается Н. Зайнуллина.

«Так, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) еще летом обратилась к Михаилу Мишустину и высказала опасения, что введение бондовых зон негативно отразится на развитии электротехнической промышленности в России, поскольку это поддержка торговых импортеров в ущерб отечественным производителям», – рассказывает она.

Как работает бондовый склад

На бондовый склад поступает груз под продажу. Если появился покупатель, то товар реализуется с фиксированной пошлиной от 6 до 10% (в зависимости от региона). Получается, государство от внедрения бондовых складов выигрывает – оно получает вполне реальный доход от взимания пошлин. Однако больше всего выигрывают участники рынка, так как нераспроданные остатки отправляют обратно, объясняет вице-президент по развитию Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Татьяна Никифорович.

«Грузы на бондовом складе лишены самой трудоемкой таможенной процедуры – обратной затаможки. Потому что их вообще не растаможивали. При этом такая упрощенная таможенная операция обходится значительно дешевле, что очень важно для кроссбордерных грузов. В плюсе не только государство, но и логистика», – утверждает Т. Никифорович.

Эксперт подчеркивает, что в тех странах, где уже применяются законы о бондовых складах, происходит постепенный переток кроссбордерных товаров в товары, которые идут на бондовые склады, потому что это удобно всем: и продавцам, и покупателям, и государству.

Н. Зайнуллина и вовсе называет бондовые склады площадками со статусом особых экономических зон. Потому что сейчас, в эпоху стремительного развития онлайн-торговли, бондовые склады потенциально могут обрабатывать до половины всей трансграничной торговли в России. Уже к 2024 году объем рынка российской трансграничной торговли, по оценкам экспертов, составит $10 млрд, из которых около $5 млрд придется на транзит, который сейчас практически отсутствует.

«Логично, что постройку бондовых складов активно поддерживают крупнейшие игроки рынка из интернет-ритейла и логистики, такие как Ozon, iHerb, DHL, «Яндекс.Маркет», СДЭК, AliExpress и другие интернет-магазины, ввозящие товар из-за рубежа. Сейчас на рынке более 90% товаров ввозятся беспошлинно, пошлина платится только с дорогих товаров, по цене превышающих установленную планку. При ввозе через бондовые склады скорость доставки существенно возрастет, но цена товаров неизбежно вырастет, поскольку пошлины придется платить со всех товаров, а также станет необходимо проходить процедуры сертификации и нотификации», – продолжает Н. Зайнуллина.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions