+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.07.2021 14:25:35
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Безопасность на транспорте укрепляют через поправки в законодательство

Регуляторная гильотина отсекла лишние нормативно-правовые акты на транспорте. Вопрос в том, какими документами заполнились освободившиеся ниши. Ответ на него попытались найти на XI Международном форуме «Безопасность на транспорте».
Как считает эксперт рабочей группы по авиационной безопасности ИКАО Владимир Черток, все ключевые аспекты, связанные с процедурами надзорной деятельности, отрегулированы обновленными документами.

В качестве примера приводилось недавнее положение о порядке организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности движения, утвержденное постановлением правительства РФ № 1101 от 30.06.2021 г.

В нем четко указан предмет федерального надзора в данной области. Сформулированы требования к содержанию дорожной инфраструктуры, включая наземные сооружения, железнодорожные переезды и линии городского транспорта. Уточнены правила проверок проведения строительных и ремонтных работ (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора) и другой деятельности, влияющей на безопасность дорожного движения.

Что проверяют инспекторы?

Итак, в РФ сформулированы процедуры, регламентирующие эксплуатацию технических средств и элементов обустройства дорог. Указано, что и как следует контролировать, а также как расследовать дорожно-транспортные происшествия. Уточнены правила техосмотра транспортных средств, требования и порядок их госрегистрации. При этом установлена обязанность изготовителя и поставщика соблюдать требования, установленные техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до момента вступления их в силу.

Также прописан для уполномоченных органов и должностных лиц порядок отнесения объектов федерального надзора к определенной категории риска, проведения плановых контрольных надзорных мероприятий в зависимости от присвоенной объектам категории риска и виды профилактических мероприятий.

Теперь стандарты безопасности не просто сформулированы, но указан порядок введения технических регламентов и обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального госконтроля (надзора).

Причем последний должен соотноситься с критериями отнесения объектов к категории риска причинения вреда (ущерба). Таким образом, госконтроль теперь должен по идее взаимодействовать с системами риск-менеджмента предприятий. Правда, пока этот механизм, как выясняется, не очень понятен.

Автотранспорт отрегулируют по-новому

Впрочем, у представителей бизнеса есть и другие вопросы. Например, вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев считает, что ряд нормативных актов отменены в спешке. И оставляют белые поля в сфере госрегулирования, которые надзорные органы заполнили ведомственными документами по своему усмотрению. Это касается, в частности, и вопросов обеспечения безопасности.

В. Алексеев отметил, что в отрасли автомобильного транспорта действует гораздо больше перевозчиков, нежели на море или в воздухе, что затрудняет контроль за исполнением многих положений, предлагаемых надзорными органами. В частности, излишние требования возникают при сертификации установленных технические средства обеспечения транспортной безопасности и организации проверок на дорогах.

Предполагалось же, наоборот, смягчить это бремя для участников рынка и передать часть вопросов ассоциациям и союзам. Например, автотранспортные объекты должны отсылать составленные паспорта в Росавтодор, однако архивы ведомства испытывают перегрузки даже в связи с ведением категорирования объектов. Российский автотранспортный союз предлагал вести реестр автомобильного транспорта, которым мог бы пользоваться Ространснадзор. Ведь все равно перевозчики обязаны уведомлять ведомство о проводимых мероприятиях, а проверку на соответствие требованиям транспортной безопасности – проводить органы Ространснадзора.

Эта идея так и не нашла поддержки, поскольку Минтранс хочет сам вести единую информационную систему обеспечения транспортной безопасности, пользователями которой являются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Однако для этого у подразделений министерства недостаточно ресурсов. В нынешнем виде, когда документы вносят в государственную систему информации, то поскольку они фактически поступают из систем компаний, это ведет к дублированию данных.

Что под крылом самолета?

Аналогичные сложности возникают и в авиации. По словам начальника отдела транспортной безопасности Росавиации Андрея Ногина, для категорируемых объектов сохранились требования по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Вместе с тем введены требования по разработке нового документа – паспорта по обеспечению транспортной безопасности для всех объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Для их разработки Федеральное агентство воздушного транспорта имеет право проводить обследование своими силами либо привлечь специальную организацию в области обеспечения транспортной безопасности воздушного средства или объекта транспортной инфраструктуры.

Данные документы имеют пометку «для служебного пользования», а информация, которая находится в них, должна быть защищена. Тем не менее за полноту и достоверность сведений ответственность несет субъект транспортной инфраструктуры.

Железнодорожная программа

На железнодорожном транспорте гильотина привела к отмене 4581 актов МПС. Им на замену пришли новые документы Минтранса России. Вместе с тем для заполнения пробелов в законодательстве в ОАО «РЖД» разработано 398 локальных актов.

В плане – отмена еще 697 нормативных документов, на смену которым придет еще 312 локальных актов ОАО «РЖД». Холдинг вынужден заполнять законодательные лакуны, поскольку речь идет об обеспечении непрерывного процесса перевозок. Однако, как отмечают эксперты, это приводит к смещению акцентов в сфере обеспечения безопасности.

В рамках XI Международного форума «Безопасность на транспорте» заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник департамента безопасности движения Шевкет Шайдуллин отметил, что холдинг – один из крупнейших в стране владельцев и эксплуатантов объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ). Общее количество ОТИ на балансе РЖД – 38 469. Из них около 3,5 тыс. – категорированные и более 35 тыс. – не подлежащие категорированию. В реестр ОТИ РЖД входят 14 остановочных пунктов МЦК, 303 тоннеля, 890 вокзалов, 1776 эстакад, 4503 станции, 30 944 моста.

Обеспечение транспортной безопасности (ОТБ) в ОАО «РЖД» строится на системной основе: ОТИ оснащаются техническими средствами ОТБ, к защите транспортных объектов привлекаются подразделения транспортной безопасности (ПТБ). В 2020 году под охрану ПТБ передано 544 объекта, что на 36% больше, чем годом ранее. Финансирование программ по ОТБ в 2020-м составило 18,5 млрд руб., что почти на треть больше, чем годом ранее.

Как осуществляются эти программы, какие при этом возникают вопросы – это обсуждалось на сессии «Безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта», модератором которой стала заместитель генерального директора, директор по маркетингу редакции журнала РЖД-Партнер Марина Ермоленко. Данной теме будет посвящена отдельная публикация.

Инновации на суше и на море

В течение двух дней проведения XI Международного форума «Безопасность на транспорте» проводилась специализированная выставка инновационных технологий и услуг. Среди разделов выставки – технические и программные средства для антитеррористической защищенности и транспортной безопасности, услуги в области обеспечения комплексной безопасности, аварийно-спасательные средства, цифровые решения и телекоммуникации, инновации в сфере безопасности дорожного движения.

В рамках выставки была представлена новейшая система мониторинга состояния водителя транспортного средства на основе компьютерного зрения. В основе системы – алгоритмы многослойных нейронных сетей. Посетители выставки смогли в имитационной кабине автомобиля «проехать» по дороге, чтобы на себе испытать, что значит – быть под контролем подобной системы.

На выставке также было представлено оборудование для систем видеонаблюдения на транспорте, кузов-контейнер переменного объема для рентгеновского досмотрового оборудования, инновационные разработки в сфере блокировки передачи данных и оборудование для оказания первой помощи на транспорте.

Также можно было ознакомиться с разработками в рамках концепции е-навигации, разработанной Международной морской организацией. Ряд проектов в этом направлении реализует ФГУП «Росморпорт», рассказал начальник отдела региональной информационной системы наблюдения за судоходством на Северо-Западе, локальных вычислительных сетей и баз данных региональной системы безопасности мореплавания «Росморпорта» Андрей Михайлов на рабочей сессии «Безопасность мореплавания и судоходства».

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions