+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.11.2021 15:27:59
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

80 лет назад была открыта Дорога жизни

В 2021 году исполнилось 80 лет легендарной Дороге жизни, которая с сентября 1941 года по март 1943-го позволяла обеспечивать Ленинград боеприпасами, топливом, продуктами питания. Сегодня РЖД-Партнер вспоминает основные вехи.
Немецкие войска вышли к Неве в самом конце августа 1941 года, отрезав второй по размерам советский город от страны. Спустя неделю в руках фашистов оказался и порт в Шлиссельбурге, что лишило Ленинград снабжения и возможности эвакуировать население. А уже 9 сентября немецкая группа армий «Север» пошла на штурм Ленинграда. Силы были неравны, советские война несли большие потери, а фашисты поочередно брали один населенный пункт за другим, подбираясь к своей основной цели и нанося удары как с земли, так и с воздуха. Гитлер приказал вести бои до полной осады советского города.

Ситуация изменилась с прибытием в Ленинград 13 сентября Георгия Жукова. Оборону города взялись спешно укреплять. Примерно за полмесяца многие немецкие дивизии потеряли больше половины своих солдат и боевой техники. Группа армий «Север» так и не захватила Ленинград, заодно перестав быть мобильной.

Фиаско при попытках взять город штурмом обернулось внезапным решением – заморить ленинградцев голодом. Для этого фашистам необходимо было полностью блокировать город. В связи с этим доставку в Ленинград стали осуществлять по Дороге жизни. Она начиналась в Вологде, проходила через Тихвин и Волхов, откуда по одноименной реке, впадающей в Ладогу, грузы на речных баржах шли до порта Осиновец, где уже из озерных барж перекочевывали в вагоны и по железной дороге в несколько этапов с учетом ширины колеи доставлялись до поджидавшего их автомобильного транспорта.

8 ноября немцы, успев объединиться с финской армией, взяли Тихвин и железную дорогу, по которой русские отправляли провиант и боеприпасы к Ладоге. Снабжать Ленинград по воздуху не представлялось возможным. Последняя надежда была на водный путь. Благо часть Ладожского озера оставалась в руках советских войск. И после того, как почти за три недели удалось построить новую автодорогу в обход Тихвина, грузы снова отправились в Ленинград.

С приходом морозов дорогу проложили уже по льду. Для этого пришлось долго следить за озером – как поведет себя ледовое покрытие под тяжестью грузов. Испытания прошли успешно. А когда морозы усилились, появилась возможность доставлять в город еще больше грузов. И хотя часто происходили поломки, да и враг не дремал, устраивая обстрелы с воздуха, Ленинград постепенно оживал.

После освобождения Тихвина и восстановления разрушенных мостов грузы вновь пошли по железной дороге. Путь до озера сократился в разы. Строились новые дороги. Советские ученые поняли, как устанавливать зенитные орудия на льду, а укреплять его помогали водолазы. Общими усилиями, ценой многочисленных жертв и потерянного здоровья люди справились и в итоге отбили натиск врага, который серьезно просчитался, будучи уверенным в том, что снабжать огромный город по ледовым переправам невозможно ни при каких обстоятельствах.

Напомним, что в этом году журнал РЖД-Партнер подготовил специальный проект «Дороги блокады». 8 сентяб­ря 1941 года пали последние населенные пункты, и город на Неве оказался в полной изоляции. Потребовались дни, месяцы и годы, чтобы связующие ниточки были восстановлены… Автор проекта – журналист Татьяна Куценина. Специальный проект доступен по ссылке.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions