+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.11.2021 15:27:59
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

80 лет назад была открыта Дорога жизни

В 2021 году исполнилось 80 лет легендарной Дороге жизни, которая с сентября 1941 года по март 1943-го позволяла обеспечивать Ленинград боеприпасами, топливом, продуктами питания. Сегодня РЖД-Партнер вспоминает основные вехи.
Немецкие войска вышли к Неве в самом конце августа 1941 года, отрезав второй по размерам советский город от страны. Спустя неделю в руках фашистов оказался и порт в Шлиссельбурге, что лишило Ленинград снабжения и возможности эвакуировать население. А уже 9 сентября немецкая группа армий «Север» пошла на штурм Ленинграда. Силы были неравны, советские война несли большие потери, а фашисты поочередно брали один населенный пункт за другим, подбираясь к своей основной цели и нанося удары как с земли, так и с воздуха. Гитлер приказал вести бои до полной осады советского города.

Ситуация изменилась с прибытием в Ленинград 13 сентября Георгия Жукова. Оборону города взялись спешно укреплять. Примерно за полмесяца многие немецкие дивизии потеряли больше половины своих солдат и боевой техники. Группа армий «Север» так и не захватила Ленинград, заодно перестав быть мобильной.

Фиаско при попытках взять город штурмом обернулось внезапным решением – заморить ленинградцев голодом. Для этого фашистам необходимо было полностью блокировать город. В связи с этим доставку в Ленинград стали осуществлять по Дороге жизни. Она начиналась в Вологде, проходила через Тихвин и Волхов, откуда по одноименной реке, впадающей в Ладогу, грузы на речных баржах шли до порта Осиновец, где уже из озерных барж перекочевывали в вагоны и по железной дороге в несколько этапов с учетом ширины колеи доставлялись до поджидавшего их автомобильного транспорта.

8 ноября немцы, успев объединиться с финской армией, взяли Тихвин и железную дорогу, по которой русские отправляли провиант и боеприпасы к Ладоге. Снабжать Ленинград по воздуху не представлялось возможным. Последняя надежда была на водный путь. Благо часть Ладожского озера оставалась в руках советских войск. И после того, как почти за три недели удалось построить новую автодорогу в обход Тихвина, грузы снова отправились в Ленинград.

С приходом морозов дорогу проложили уже по льду. Для этого пришлось долго следить за озером – как поведет себя ледовое покрытие под тяжестью грузов. Испытания прошли успешно. А когда морозы усилились, появилась возможность доставлять в город еще больше грузов. И хотя часто происходили поломки, да и враг не дремал, устраивая обстрелы с воздуха, Ленинград постепенно оживал.

После освобождения Тихвина и восстановления разрушенных мостов грузы вновь пошли по железной дороге. Путь до озера сократился в разы. Строились новые дороги. Советские ученые поняли, как устанавливать зенитные орудия на льду, а укреплять его помогали водолазы. Общими усилиями, ценой многочисленных жертв и потерянного здоровья люди справились и в итоге отбили натиск врага, который серьезно просчитался, будучи уверенным в том, что снабжать огромный город по ледовым переправам невозможно ни при каких обстоятельствах.

Напомним, что в этом году журнал РЖД-Партнер подготовил специальный проект «Дороги блокады». 8 сентяб­ря 1941 года пали последние населенные пункты, и город на Неве оказался в полной изоляции. Потребовались дни, месяцы и годы, чтобы связующие ниточки были восстановлены… Автор проекта – журналист Татьяна Куценина. Специальный проект доступен по ссылке.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions