• Ставка на полувагон
    2000
    11 %
    руб./сут.
    Декабрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 68.85 0 EUR ЦБ РФ 74.41 0
    BTC 22305.31 usd BTC 1536612.81 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.11.2021 15:27:59
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

80 лет назад была открыта Дорога жизни

В 2021 году исполнилось 80 лет легендарной Дороге жизни, которая с сентября 1941 года по март 1943-го позволяла обеспечивать Ленинград боеприпасами, топливом, продуктами питания. Сегодня РЖД-Партнер вспоминает основные вехи.
80 лет назад была открыта Дорога жизни
Немецкие войска вышли к Неве в самом конце августа 1941 года, отрезав второй по размерам советский город от страны. Спустя неделю в руках фашистов оказался и порт в Шлиссельбурге, что лишило Ленинград снабжения и возможности эвакуировать население. А уже 9 сентября немецкая группа армий «Север» пошла на штурм Ленинграда. Силы были неравны, советские война несли большие потери, а фашисты поочередно брали один населенный пункт за другим, подбираясь к своей основной цели и нанося удары как с земли, так и с воздуха. Гитлер приказал вести бои до полной осады советского города.

Ситуация изменилась с прибытием в Ленинград 13 сентября Георгия Жукова. Оборону города взялись спешно укреплять. Примерно за полмесяца многие немецкие дивизии потеряли больше половины своих солдат и боевой техники. Группа армий «Север» так и не захватила Ленинград, заодно перестав быть мобильной.

Фиаско при попытках взять город штурмом обернулось внезапным решением – заморить ленинградцев голодом. Для этого фашистам необходимо было полностью блокировать город. В связи с этим доставку в Ленинград стали осуществлять по Дороге жизни. Она начиналась в Вологде, проходила через Тихвин и Волхов, откуда по одноименной реке, впадающей в Ладогу, грузы на речных баржах шли до порта Осиновец, где уже из озерных барж перекочевывали в вагоны и по железной дороге в несколько этапов с учетом ширины колеи доставлялись до поджидавшего их автомобильного транспорта.

8 ноября немцы, успев объединиться с финской армией, взяли Тихвин и железную дорогу, по которой русские отправляли провиант и боеприпасы к Ладоге. Снабжать Ленинград по воздуху не представлялось возможным. Последняя надежда была на водный путь. Благо часть Ладожского озера оставалась в руках советских войск. И после того, как почти за три недели удалось построить новую автодорогу в обход Тихвина, грузы снова отправились в Ленинград.

С приходом морозов дорогу проложили уже по льду. Для этого пришлось долго следить за озером – как поведет себя ледовое покрытие под тяжестью грузов. Испытания прошли успешно. А когда морозы усилились, появилась возможность доставлять в город еще больше грузов. И хотя часто происходили поломки, да и враг не дремал, устраивая обстрелы с воздуха, Ленинград постепенно оживал.

После освобождения Тихвина и восстановления разрушенных мостов грузы вновь пошли по железной дороге. Путь до озера сократился в разы. Строились новые дороги. Советские ученые поняли, как устанавливать зенитные орудия на льду, а укреплять его помогали водолазы. Общими усилиями, ценой многочисленных жертв и потерянного здоровья люди справились и в итоге отбили натиск врага, который серьезно просчитался, будучи уверенным в том, что снабжать огромный город по ледовым переправам невозможно ни при каких обстоятельствах.

Напомним, что в этом году журнал РЖД-Партнер подготовил специальный проект «Дороги блокады». 8 сентяб­ря 1941 года пали последние населенные пункты, и город на Неве оказался в полной изоляции. Потребовались дни, месяцы и годы, чтобы связующие ниточки были восстановлены… Автор проекта – журналист Татьяна Куценина. Специальный проект доступен по ссылке.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions