+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.09.2022 14:50:22
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Урожай зерна растет, погрузка и экспорт падают

На днях Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) повысил прогноз сбора зерна в РФ в 2022 году до 150–152 млн т, в том числе пшеницы – до 99–100 млн т. Но в сельхозорганизациях сокращаются посевы зерновых, погрузка на сети РЖД снижается, а правительство страны пока не планирует отменять экспортную пошлину на зерновые и масличные культуры.
Растущие прогнозы

В мае президент РФ заявил, что в России ожидается рекордный урожай пшеницы – 130 млн т. В начале июля он повторил эту цифру, отметив, что это «заметный объем, если иметь в виду, что в мире производится 800 млн т». А 21 сентября со ссылкой на Минсельхоз глава государства заявил, что урожай по зерновым может превысить 140 млн т. Как пояснил В. Путин, этого удалось добиться в том числе благодаря технике и технологиям.

Спустя буквально пару дней ИКАР повысил прогноз сбора зерна в РФ уже до 150–152 млн т. «Реальность довольно серьезно по некоторым параметрам превзошла наши ожидания, хотя они были рекордными, но оказались все равно довольно скромными. Нам пришлось поднимать прогноз урожая довольно серьезно... Это грандиозный урожай пшеницы, это рекорд, скорее всего, по кукурузе. И это близкий к рекорду, а может быть, даже и рекордный урожай по ячменю, то есть по трем нашим ключевым культурам», – сказал генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько.

Но, несмотря на такую положительную динамику, по словам представителей рынка, на нем наблюдается целый ряд проблем – логистические, юридические, законодательные, экспортные и т. д. На фоне сложностей с поставками российского зерна за рубеж начал меняться состав крупнейших экспортеров. Участники рынка столкнулись со сложностями, связанными с организацией фрахта законтрактованных объемов зерна, – высокая стоимость фрахта, затруднения с оплатой, а также нежелание ряда международных логистических компаний фрахтовать российский груз и заходить в российские порты во избежание наложения вторичных санкций.

Кроме того, по данным Российского зернового союза (РЗС), посевные площади под зерновыми и зернобобовыми в сельскохозяйственных организациях в 2022 году снизились на 1,5 млн га по сравнению с 2016-м. По оценке вице-президента РЗС Александра Корбута, страна может столкнуться с рисками огромных переходящих запасов зерна из-за сложностей с экспортом, которые, считает он, вызваны в первую очередь квотами и экспортными пошлинами, во вторую – скрытыми санкциями.

Экспортный потенциал

22 июля в Стамбуле состоялось подписание двух документов по созданию коридора для вывоза зерна. Один из них предполагает подключение ООН к снятию ограничений на экспорт российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки. Второй документ – соглашение по зерновой сделке было подписано Россией и Украиной отдельно друг от друга с Турцией и ООН.

Эта так называемая зерновая сделка, как отмечают эксперты, уже серьезно повлияла на расстановку на всем зерновом рынке.

В частности, по словам директора департамента информационно-аналитического обеспечения РЗС Елены Тюриной, в этом году сократилось количество компаний-экспортеров зерна и стран-покупателей, стран, которые контрактуют пшеницу России. «Если в прошлом году в этот период зерно и в первую очередь пшеницу экспортировало около 60 компаний, сегодня на экспортном рынке осталось около 20, а иногда и около 15–16 компаний», – рассказывает эксперт.

Кроме того, если в прошлом сезоне РФ контрактовала зерно для поставки в 90 стран, в этом сезоне зерно отгружается только в 40 стран. «На сегодня первое место по объему закупок зерновых и масличных занимает Иран. Он обогнал Египет и Турцию. Но при этом Иран сократил закупки на 38% с начала сезона. Вместе с тем растут объемы продаж и по Египту. В конце прошлого сезона, после введения санкций, Египет начал искать других поставщиков пшеницы. Обращался и к странами Латинской Америки, и в Индию, которая наращивает объем экспорта. Но, видимо, без российского зерна Египет не смог получить необходимые объемы. Отгрузки в Египет выросли на 26%», – сообщает Е. Тюрина.

По ее словам, до санкций лидером по закупкам пшеницы являлась Турция. Но в этом сезоне она сократила закупки на 55%. Для сравнения: если в прошлом сезоне за период с 1 июля по 16 сентября РФ в Турцию отгрузила более 4 млн т, то в этом сезоне – только 1,8 млн т. Такую динамику она связывает с зерновой сделкой.

«При этом есть положительная динамика по увеличению отгрузок в Саудовскую Аравию, Израиль, Ливию. Пакистан должен закупить у России более 2,5 млн т зерновых. На сегодня экспорт в Пакистан вырос уже более чем в 8 раз. И это перспективное направление. В Сирию поставки выросли более чем в 8 раз. Также растут закупки со стороны Алжира, которые ранее закупал зерно во Франции», – рассказывает Е. Тюрина.

Причем, как она обращает внимание, в этом сельскохозяйственном сезоне РФ не поставляет зерно таким крупным потребителям, как Нигерия (800 тыс. т по итогам 2021 г.), Азербайджан, Латвия, страны Африки – Конго, Сомали, Зимбабве, Мозамбик, Гвинея и т. д.

«Отчасти я связываю сокращение объемов экспорта именно с тем, что мы не имеем физической возможности поставки зерновых и масличных культур именно в эти страны Африки. Российские экспортеры столкнулись с проблемой недостатка судов, запретом на крупнотоннажные суда в порты, прежде всего Черноморского региона. Проблема с ограничением экспорта – сегодня главная проблема для зернового рынка. Логистика доступна не для всех экспортеров», – резюмирует спикер.

Пошлину сохранят

С 2 июня 2021 года в России введен механизм зернового демпфера, который предусматривает плавающие пошлины на экспорт пшеницы, кукурузы и ячменя и возврат полученных от них средств на субсидирование сельхозпроизводителей. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже.

С 6 июля пошлины на зерно рассчитываются в рублях, а не в долларах. Пошлина составляет 70% от разницы между базовой и индикативной ценой. С 21 сентября экспортная пошлина на российскую пшеницу снижена на 9,9%, до 2668,3 руб. с 2962,9 руб. за тонну, установленных неделей ранее. Новые ставки пошлин будут действовать по 27 сентября включительно.

По данным РЗС, в этом сельскохозяйственном сезоне отгрузки зерновых и масличных культур через основные российские порты значительно сократились. В частности, через Новороссийск отгрузки сократились на 35%. Аналогичная ситуация с портами Азов и Туапсе. «Суммарно морские отгрузки сократились по всем портам в среднем на 20%. В прошлом сезоне через морские порты было отгружено около 15 млн т продукции, в этом сезоне – лишь 12%. В натуральном выражении это 2 млн 78 тыс. т. Такой объем обусловлен влиянием санкций и запретом на вход и фрахтование крупнотоннажных судов, которые используются для поставки зерна в страны Африки. Это Panamax грузоподъемностью до 60 тыс. т», – рассказывает Е. Тюрина.

При этом, по ее словам, объем отгрузки зерна железнодорожным транспортом за период с 1 июля по 16 сентября в прошлом сезоне на мировой рынок составил 683 т. В этом сезоне, по оценке РЗС, отгрузки на экспорт железнодорожным транспортом не проводились.

Как отмечает Е. Тюрина, в этих условиях целесообразно отказаться от экспортной пошлины на пшеницу из РФ. Это поможет повысить конкурентоспособность РФ. На сегодня экспортная пошлина – серьезный сдерживающий фактор для развития экспорта из РФ.

Но, как заявила на днях вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, правительство РФ пока не планирует отменять экспортную пошлину на зерновые культуры и масличные. «На сегодняшний день Минэкономразвития вместе с Минсельхозом анализируют постоянно ситуацию на мировом продовольственном рынке и в РФ. И принимают взвешенные, сбалансированные решения. Вот пока, по оценкам наших профильных ведомств, нет условий, чтобы пошлину отменять», – сказала она.

Парка хватает на всех

За январь – август текущего года, по данным ОАО «РЖД», погрузка зерна на сети снизилась на 10,2% и составила 14 млн т. Вместе с тем перевозки зерна в контейнерах за этот период во всех видах сообщения выросли в 1,4 раза – до 27 тыс. TEU.

РЖД в конце августа начали вывоз зерна по договору с грузоотправителем на принципах take-or-pay. Железная дорога, в частности, выполнила капремонт пути на ст. Чуфарово Куйбышевской дороги. А грузоотправитель обязался предъявлять дополнительный согласованный объем груза. Благодаря новому механизму отправка зерна со ст. Чуфарово должна вырасти с 41,3 тыс. т до 127 тыс. т (с августа 2022 г. по август 2023 г.).

В целом в этом году, по данным РЖД, компании и агропроизводители могут воспользоваться субсидией на железнодорожные перевозки зерновых культур. Государство компенсирует перевозчику потери в доходах, возникающие в результате установления льготных тарифов на перевозку сельхозпродукции. Эта мера направлена на снижение транспортной составляющей в составе цены на хлеб в регионах. Субсидия предоставляется ОАО «РЖД» и ФГУП «Крымская железная дорога».

По данным ИПЕМ, расчетный технологический парк хопперов (зерновозы и минераловозы), не задействованный в перевозках, в августе по сравнению с июлем снизился на 8,9%. Время оборота вагона в августе составило 23,78 суток (-2,9% к июлю).

Средняя загрузка вагона в августе составила 70,54 т, что выше июльского показателя на 0,5%. При этом общий парк хопперов в прошлом месяце составил 87,2 тыс. вагонов.

По данным ИПЕМ, по итогам 7 месяцев 2022 года реализация вагонов снизилась на 20,4%. При этом полувагоны и хопперы сохраняют положительную динамику. В частности, реализация хопперов выросла до 13,5% (+4,7%).

Как отмечает замруководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководитель отдела исследований грузовых перевозок АНО «ИПЕМ» Александр Слободяник, во внутренних перевозках объемы зерна выросли на 6,2%, в экспорте наблюдается снижение на 12,3%.

Кроме того, за январь – август отправка зерна через основные порты и погранпереходы сократилась на 24,7% относительно 2021-го – до 6,2 млн т. При этом доля объема транзита в структуре отправок выросла в 2,1 раза (но его доля в общей структуре пока невелика – 4%), в импорте отправки снизились на 12,2%. Транзит растет, как отмечает А. Слободяник, за счет увеличения отправок зерновых грузов из Казахстана.

Экспортные отправки зерна через Северо-Запад за 8 месяцев 2022-го сократились на 7,3% – до 1,2 млн т. Снижение наблюдается в европейские страны. Например, отправки в Швейцарию снизились на 46%. В то же время в Белоруссию – рост на 71%, но объем невелик, поэтому особого влияния на общую динамику этот показатель не оказывает. Через Юг экспортные отправки снизились на 27,6% – до 4,4 млн т. Снижение наблюдается по всем ключевым странам: Египет (-40%), Турция (-21%). При этом в Грузию отправки увеличились на 22%, в Иран – в 8 раз. Экспортные отправки зерна через Дальний Восток сократились на 29,3% – до 0,7 млн т. Например, в Японию сокращение фиксируется на 37%, но в Китай объемы почти не изменились.

Подытоживая ситуацию на зерновом рынке, стоит отметить еще одну проблему. Как отмечают в ИКАР, ряд банков развивающихся стран не открывают аккредитивы компаниям российского происхождения, боясь вторичных санкций. Также есть примеры российских банков, которые не хотят финансировать сделки, если в них участвуют фирмы из недружественных стран. Плюс на фоне обычного потребления и небольшого экспорта в этом году происходит накопление грандиозных запасов, и это продолжает давить на цены.

В начале августа Минсельхоз заявил о том, что пересмотрит планы по экспорту зерна в текущем сезоне. Во-первых, во многих субъектах из-за холодной весны аграрии приступили к уборке позднее. Во-вторых, сами работы проходят непросто – на отдельных территориях условия осложнены дождями, высокой влажностью и ветрами. Кроме того, в текущей ситуации существенно увеличена нагрузка на сельхозтехнику, а для иностранной техники есть сложности с поставкой комплектующих.

Обсуждая меры поддержки, в начале сентября министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев сообщил, что согласовано выделение дополнительных 10 млрд руб. на господдержку производителей зерна (для всех регионов) в этом году.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions