+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.10.2021 09:47:15
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Транспорт вернется к допандемийному уровню перевозок не ранее 2024 года

К такому выводу пришли аналитики рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги». Эксперт агентства Лия Баймухаметова утверждает, что за первую половину 2021 года российская транспортная система во многом отыграла прошлогоднее падение, однако полное восстановление и возврат к прежней траектории роста еще впереди. Пока к допандемийному уровню вернулся только объем грузоперевозок. В отличие от них, большинство пассажирских секторов восстановились лишь на 80%, а авиакомпании смогут выйти на достаточный для компенсации убытков пассажирооборот не ранее 2024 года.

Пассажирские перевозки

В силу снижения транспортной подвижности населения из-за пандемии COVID-19 пассажирооборот в 2020 году снизился на 42%, до 360,8 млрд пасс.-км, а объем перевозок – на 25%, до 13 млрд поездок, по данным Министерства транспорта РФ.

Число высокомаржинальных международных авиаперелетов в 2020 году упало на 76%, их доля в общей структуре авиаперевозок сократилась с 43 до 19%. В январе – июне 2021 года количество полетов выросло на 58% в годовом выражении (по данным Росавиации), но авиакомпании по-прежнему терпят убытки. Основные факторы: преобладание менее рентабельных внутренних перевозок, подорожание топлива, недозагрузка мощностей и необходимость погашения лизинговых платежей перед банками. В первой половине текущего года, по данным Авиастата, пассажирооборот на внутренних авиалиниях вырос на 18% по сравнению с докризисным 2019 годом, на международных рейсах – снизился на 77%. В целом пассажирооборот авиаперевозок в январе – июне 2021-го составил 62% показателя I полугодия благополучного 2019 года.

«По итогам 2021 года объем пассажирских авиаперевозок вырастет в среднем на 45–50% по сравнению с прошлым годом, преимущественно за счет внутреннего трафика. Восстановление на международных направлениях к 2022-му маловероятно из-за целого ряда факторов: сохраняющиеся карантинные меры, сокращение числа бизнес-поездок, снижение доходов населения, рост цен на авиабилеты. По нашему мнению, реанимировать пассажирооборот и компенсировать пандемийные убытки российский сектор авиаперевозок сможет лишь после постепенного восстановления международных перелетов – не ранее 2024 года», – прогнозирует Л. Баймухаметова.

Пассажирооборот на железнодорожных маршрутах дальнего следования сократился в прошлом году на 46%, пригородного сообщения – на 28% (по данным РЖД). За первые 6 месяцев 2021-го совокупный пассажирооборот восстановился до 80% от уровня 2019 года в результате возобновления и внутренних, и международных перевозок. «Мы ожидаем, что по итогам 2021 года при сохранении текущей эпидемиологической ситуации пассажирооборот на железных дорогах вырастет примерно на 30% по сравнению с 2020 годом. В таком случае этот сектор сможет вернуться к докризисному уровню уже в 2022 году», – отмечает эксперт.

В общественном транспорте в 2020-м наблюдались две разнонаправленные тенденции: активное развитие прокатного микротранспорта при сокращении поездок в общественном транспорте. В частности, по данным дептранса Москвы, объем велопроката вырос на 14%, а поездок на электросамокатах – в 5 раз. Метро, трамваи и троллейбусы по всей России показали снижение объема перевозок на 19% – до 4,7 млрд человек. За I полугодие 2021 года пассажиропоток московского метро вырос на 1,7% и вышел на уровень 2019-го. В регионах же метро восстанавливается медленнее, в частности, в Санкт-Петербурге пассажиропоток за первую половину 2021 года был на 20% ниже, чем за тот же период 2019-го. Число поездок на такси снизилось, но обороты большей части российских операторов и агрегаторов такси выросли за счет развития гиперлокальной доставки, курьерских услуг, каршеринга, корпоративного (b2b) сервиса. По итогам 2020 года доходы «Яндекс.Такси» увеличились в 1,5 раза, а валовой оборот сервиса «Ситимобил» – в 2 раза. По мнению НКР, в отсутствие новых ограничительных мер общественный транспорт по всей стране сможет полностью оправиться уже к концу 2021 года.

Грузовые перевозки

Как отмечают в НКР, грузоперевозки оказались достаточно устойчивыми даже в условиях пандемии: общий объем снизился в прошлом году всего на 6%, до 7,8 млрд т. Самое значительное снижение наблюдалось в грузоемких сырьевых секторах (уголь, черные металлы, нефть и нефтепродукты, цемент и пр.) – в среднем погрузка сократилась на 8–10% в 2020 году, что обусловило снижение железнодорожных грузоперевозок на 3% (до 1,2 млрд т), автомобильных – на 6% (до 5,4 млрд т).
Вместе с тем активное развитие электронной коммерции и значительный рост перевозок товаров повседневного спроса смягчили падение. В I полугодии 2021-го конъюнктура на мировых сырьевых рынках улучшилась, в России продолжилось оживление обрабатывающих производств (+6%, по данным Росстата), поэтому наблюдалось восстановление грузооборота до допандемийного уровня. Авиакомпании пытаются компенсировать убытки в пассажирском сегменте, наращивая грузооборот (+20% по сравнению с I полугодием 2019 г.), в том числе за счет перевозки продукции медицинского назначения (вакцин, аппаратов ИВЛ, защитных масок и пр.).

Одновременно идет перераспределение грузопотоков: отправители реже пользуются более дорогими видами транспорта (морской и речной транспорт) и все чаще – бюджетными железнодорожными перевозками, доля которых в структуре достигла 15% в 2021 году. Погрузка на железных дорогах вышла на допандемийный уровень уже в первой половине 2021-го – 633 млн т (по сети РЖД). Наблюдается рост международных перевозок, в частности, РЖД отчитывается о росте более чем в 1,5 раза и по тоннажу, и по контейнерным транзитным перевозкам между Китаем и Европой (+63%), Китаем и Белоруссией (+51%), странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы (рост в 8 раз без учета Китая).

По расчетам НКР, при консервативном сценарии объемы грузоперевозок в России в 2021 году будут на уровне 2019-го – порядка 1,3 млрд т. С высокой степенью вероятности они будут даже больше благодаря дальнейшему развитию мультимодальных перевозок, расширению пропускной способности Транссиба и БАМа, а также росту погрузки сельхозпродукции. Грузопотоки по Транссибу и БАМу поддержит августовское решение РЖД о возможности перевозки контейнеров в полувагонах, а не только на фитинговых платформах. Кроме того, в ноябре 2021 года в рамках проекта «Агроэкспресс» планируется запустить рефрижераторные агропоезда между Россией и Узбекистаном. Объемы автомобильных перевозок (65% всех грузов) в январе – июне 2021-го остались практически на уровне того же периода прошлого года и несколько снизились по сравнению с 2019 годом.

Вместе с тем, по данным биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, в I полугодии было на две трети больше заявок на перевозки по РФ, чем годом ранее, и на 55% больше, чем в первой половине доковидного 2019 года. Основные драйверы восстановления автомобильных перевозок – развитие онлайн-торговли, увеличение объемов доставки товаров повседневного спроса, расширение географии (увеличение дальности) и повышение скорости доставки заказов. Однако рост сектора ограничивают цены на топливо, запасные детали, увеличение дорожных сборов, экспедиторских и прочих расходов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions