+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.11.2022 14:12:36
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Сельхозпроизводители жалуются на высокий урожай и диктат транспортников

На 3% за последние 2 недели подорожала плодоовощная продукция, рекорд – у помидоров, которые выросли в цене на 11%, огурцы – на 7.4%. Сельхозпроизводители рапортуют о рекордных урожаях как плодоовощной продукции, так и зерна. Участники круглого стола «Агрологистика – новые технологии и решения», который организован КСТП и ассоциацией «Афанасий Никитин», заявляют, что большую часть доходов у сельхозпроизводителей отбирают транспортные компании.
Логистика краха

Логистика (при оценке ее воздействия на агрорынок по пятибалльной системе) если и работает, то на слабую троечку, говорит Петр Чекмарев, академик РАН и председатель комитета агропромышленного комплекса ТПП РФ. «Полный хаос с логистикой. Ее нет. Нет ни организующего начала, нет ни перспективных стратегических целей. Сельское хозяйство в России работает стихийно, само по себе», – восклицает он. А должна работать на отлично. Ведь в этом году урожай зерновых в России может достигнуть рекордных 145 млн т. Если логисты и транспортные компании не помогут, то сельхозпроизводителей разорит рекордный урожай. Они попросту не смогут вывезти зерно с полей. Впрочем, транспортники необходимы и для перевозки 50 млн т собранной свеклы. Необходим транспорт и для перевозки молока, мяса, картофеля.

«Транспорт нужен и для производства этого продовольствия – на поля необходимо подвезти 20 млн т удобрений, 6 млн т ГСМ. Все логистические цепочки должны быть выверены и экономически обоснованны. Но что получается? При СССР нефтебазы находились на расстоянии 45 км от колхоза, а сегодня все старые нефтебазы срезали, а новые не построили. И теперь ГСМ везут на расстояния 400–500 км. Это разумная экономика?» – продолжает П. Чекмарев.

Логистические цепочки не поддаются законам логики, добавляет он. Продукцию тепличного комбината Архангельска везут в Вологду, чтобы потом из Вологды развозить по магазинам в том числе и Архангельска. «Продовольствие закупают единые хабы, и уже оттуда ритейл развозит продукты по сетевым магазинам страны», – говорит он.

Это оправданно, так как каждый вид продовольствия требует специальной техники: авторефрижераторов, рефвагонов или фур. Однако на местах зачастую техники нет или она не в рабочем состоянии, а средства для ее ремонта у транспортных компаний тоже отсутствуют. 
«Логистики нет! Сельское хозяйство – в тисках у логистов», – резюмирует П. Чекмарев.

Контейнер, который не спасает

Российских аграриев от рекордного урожая могла бы спасти заграница, однако и здесь они ждут помощи от транспортных компаний. Андрей Добрынин, директор Центра геопространственного экономического анализа экономического факультета МГУ, утверждает, что сельхозпроизводитель до 20% урожая теряет при транспортировке: зерно плесневеет, его съедают крысы и птицы. Снизить потери зерна могли бы, например, контейнеры. Более того, Китай принимает его только в контейнерах. Но транспортные компании России не дают этот вид подвижного состава российским сельхозпроизводителям.

«Я ничего не понимаю в контейнерах несмотря на то, что мы профессионально занимаемся аграрными рынками уже лет 20. Их доля на агрорынке микроскопическая, впрочем, как и влияние на аграрную логистику», – восклицает Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР).

В Казахстане ситуация прямо противоположная: контейнерный рынок заинтересован в аграриях, добавляет он. Поэтому все пустые контейнеры в стране заполняют сельхозпродукцией и отправляют в Китай. Аграрии Казахстана зарабатывают, а российские – нет, поясняет Д. Рылько.

«У меня нет точного ответа, почему российские аграрии не могут выйти на этот Великий шелковый путь», – признается он.

Экспортировать зерно не получается по нескольким причинам, и одна из них – для сельхозпроизводителей нет контейнеров. В доковидную эпоху контейнерные операторы активно сотрудничали с сельхозпроизводителями, но и тогда в контейнеры грузили только товары с высокой удельной стоимостью: шроты, муку, твердую пшеницу.

«В ковидную эпоху контейнерный рынок в агрологистике «подувял», а санкции его окончательно добили: с рынка одномоментно исчезло сразу несколько контейнерных компаний, в том числе и международных», – говорит Д. Рылько.

А сейчас в России и вовсе не производят контейнеры. Вагоностроители ждут поддержки со стороны государства, а государство не спешит выделять субсидии. Участники рынка предполагают, что причина этому – невозможность получения сертификата морского регистра, который позволяет контейнерам, произведенным в России, выходить на международные морские линии. Российские производители уже ведут переговоры с партнерами из Азербайджана, Казахстана и Турции по размещению совместного производства. Но пока дальше переговоров дело не сдвинулось, а урожай уже собирают.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions