+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2022 10:14:00
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Контейнерооборот Дальнего Востока растет через силу

Дальневосточное – на сегодня единственное припортовое направление страны, где наблюдается прирост внешнеторгового контейнерного трафика. Однако увеличение перевозок дается высокой ценой как для перевозчиков, так и потребителей услуг. Насколько возможно улучшить ситуацию на Восточном полигоне, обсудили участники форума «Транспорт России».
Грузы встали у океана
За 10 месяцев контейнерные перевозки сохранили положительную динамику к аналогичному периоду 2021 года. Во всех видах сообщения перевезено 5,3 млн TEU, что на символические 0,1% превысило прошлогодний уровень. Как отметил первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков, такой результат обязан высокой базе начала 2022 года и наращиванию импортных перевозок в сообщении с Китаем (общий контейнеропоток с импортом увеличился на 14%, до 1,3 млн TEU).

Главными воротами для обмена внешнеторговым трафиком в нынешних условиях остаются тихоокеанские порты. Перевозки контейнеров по железной дороге в сообщении с терминалами Дальневосточного бассейна выросли за 10 месяцев на 19%. По другим припортовым направлениям динамика в отрицательной зоне. Контейнерные перевозки через порты Азово-Черноморского бассейна сократились на 5%, а на Северо-Западе – на 61%.

Впрочем, сам Восточный полигон, как и погранпереходы и порты, оказался не в полной мере готов к столь серьезному развороту контейнерной логистики на восток. В частности, это видно по экспортным отправкам. Вследствие дефицита пропускной способности инфраструктуры возникают проблемы в согласовании заявок на перевозку контейнеров в адрес Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, констатирует В. Марков. В сентябре количество контейнерных поездов в согласованном ЦФТО наряд-заказе по этим магистралям составляло в среднем 33 состава в сутки, в ноябре – уже 23.

Эксплуатационная обстановка ухудшается, растет количество брошенных поездов. «Если на I квартал в общей сумме на сети РЖД было отставлено от движения 1,3–1,4 тыс. поездов, то на сегодняшний день стоят 1,7 тыс. составов – это немногим более 100 тыс. вагонов», – рассказал представитель «ТрансКонтейнера».

Одновременно участники рынка отмечают высокую загрузку терминалов Дальнего Востока – свыше 90%. По данным Минтранса, у 5 портовых контейнерных терминалов региона она сейчас составляет 117%.

Перегруженность портов опять же влияет на снижение экспортных потоков, которое, в свою очередь, провоцирует скопление импорта. В итоге существенно увеличивается срок доставки контейнера конечному получателю – до 2–3 месяцев. К сожалению, альтернативные маршруты, которые разработаны к сегодняшнему времени, в большинстве своем дают удорожание услуги перевозки по сравнению с классическими схемами. В итоге из платежеспособного экспорта-импорта вывозится только около 70%, уточнил В. Марков.

В поисках баланса
Проблема с обслуживанием контейнерного потока через Дальний Восток, как и год назад, вышла на государственный уровень. 16 ноября о ситуации главе государства докладывал министр транспорта Виталий Савельев. Он сообщил, что сейчас через тихоокеанские порты в первую очередь наблюдается повышенный спрос на ввоз импортных грузов. В настоящий момент ожидают выгрузки суда примерно с 15 тыс. TEU на борту.

При этом стивидоры стараются наращивать обработку грузов. «В октябре 2022 года перевалка контейнеров в портах Дальнего Востока увеличилась на 22% к октябрю 2021 года и составила 220 тыс. TEU, в том числе экспорт вырос на 32%, импорт – на 26%», – сообщил В. Савельев.

Минтранс совместно с РЖД для оперативного реагирования создал штаб по организации вывоза контейнеров из портовых терминалов. Порты и погранпереходы Дальнего Востока действительно находятся под серьезным давлением, подтвердил генеральный директор ООО «УК «Глобал Портс» Альберт Лихолет. «Идет попытка найти сбалансированное решение, попытка арбитража между стратегически важными в социальном, экономическом плане потоками: контейнерами, углем, другими грузами. Но не существует универсального решения, которое устраивает всех. Абсолютно точно нам придется сфокусироваться на наших внутренних неэффективностях, я говорю обо всех участниках логистического процесса», – подчеркнул он.

Не ждать погоды у моря
Действительно, отмечали участники форума «Транспорт России», не все решения, направленные на открытие резервов, исчерпаны. Это меры технологического и организационного характера. Например, говорит В. Марков, необходимо решить вопрос с предсказуемостью и прозрачностью согласования заявок формы ГУ-12, в том числе за счет внедрения долгосрочных договоров по принципу take-or-pay. Такое решение позволит закрепить за оператором гарантированную нитку графика, а РЖД – обеспечить стабильный объем перевозок.

Безусловно, свои плоды дают и инвестиционные вложения, хотя на это требуется немалое время. Причем важно не только развивать магистральную инфраструктуру общего пользования, что делается в рамках программы развития Восточного полигона, но также инвестировать в пограничные переходы. Например, сейчас завершается часть проектов на приграничной станции Забайкальск. В результате реконструкции возможно будет прибавить к нынешнему размеру движения 3–4 контейнерных поезда в сутки.

Существенный объем экспорта-импорта может обеспечить мостовой переход Нижнеленинское – Тунцзян. В ноябре этот пункт пропуска начинает работу. Помимо пропуска сырьевых грузов, крайне необходимо запустить контейнерное движение, говорит первый вице-президент ПАО «ТрансКонтейнер». «Надеемся, что в январе-феврале 2023 года пойдут первые контейнерные поезда. Мощность перехода способна взять на себя до 2 пар составов с контейнерами», – сказал он.

Есть планы по развитию портовых зон. Как сообщил А. Лихолет, приобретено 50 га земли в районе специализированного терминала в порту Восточный (оператор – Восточная стивидорная компания). Здесь возникнет новый перерабатывающий комплекс пропускной способностью до 1,8 млн TEU в годовом выражении. К 2030–2031 гг. он приступит к работе.

«Несомненно, это потребует инвестиций в железнодорожную инфраструктуру, в том числе на ст. Находка-Восточная», – сказал генеральный директор ООО «УК «Глобал Портс», добавив, что планы по расширению своих мощностей имеют и стивидоры Владивостока.

Снизить нагрузку на портовую инфраструктуру и в то же время увеличить перевозки поможет создание тыловых терминалов или транспортно-логистических центров, убежден генеральный директор АО «РЖД Логистика» Дмитрий Мурев.

Как известно, один из ТЛЦ предлагается создать в районе Уссурийска – важного железнодорожного узла, где ежесуточно перерабатывается на сортировочной горке порядка 1 тыс. вагонов в четном и нечетном направлениях, а вагонооборот превышает 7 тыс. ед. подвижного состава.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions