+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.12.2022 18:00:26
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Год больших перемен: обходы, объезды, падения

Санкции по осени считают. Из-за них в 2022 году поставки подорожали втрое, или вовсе оказались невозможными. Санкции «закрыли небо» и заблокировали авиасообщение, запретили российским судам заходить в порты ЕС, а автоперевозчикам – пересекать границу. Компания «РЖД» вошла в санкционный список и начала суд с Siemens. Разворот на восток увеличил на Восточном полигоне число брошенных поездов и загруженность сети. Альтернативные маршруты ищут на в МТК Север – Юг и Запад – Восток, а также на Севморпути. Какие события года изменили логистику в РФ – в нашем обзоре.
Год великих запусков

В 2022 году официально заработал трансграничный железнодорожный мост Нижнеленинское – Тунцзян – первый из сооружений, объединяющий соседние страны с общей границей в 4 тыс. км. О мосте говорили с 2006 года, но запустили движение в ноябре. С китайской стороной согласовано движение 5 пар поездов в сутки, до 5,5 млн т грузов в год. В перспективе их число увеличится до 8 пар, а ежегодный объем грузоперевозок вырастет до 9,6 млн т.

Российская сторона разработала технологию по движению в адрес погранперехода поездов весом 6,2 тыс. т и длиной до 68 вагонов. Для этого были удлинены приемо-отправочные пути на всех станциях линии Биробиджан – Ленинск, а также организована смена вида тяги на ст. Биробиджан-2. Через Нижнеленинское запустят перевозку насыпных грузов, а в будущем и контейнеры, до двух пар составов. Есть проект по созданию у погранперехода транспортно-логистического центра, где, разместят контейнерные площадки суммарной мощностью 100 тыс. TEU ежегодно. Но срок ввода – не ранее 2024 года.

В уходящем году в Москве запустили скоростной диаметр: автоперевозчики грузов теперь могут пересечь Москву по северо-западной хорде от въезда с трассы М-11 (Санкт-Петербург) до выезда на М-12 (Нижний Новгород – Казань) за полчаса. С учетом съездов и прилегающей улично-дорожной сети построено порядка 120 км дорог, 80 эстакад, мостов, тоннелей, 21 подземный пешеходный переход двойного назначения, здесь затерялись даже торгово-развлекательные центры. Но стройка не остановлена: в 2023 году, после окончания стройки, ее протяженность увеличится с 38 км до почти 70 км.

В Северный морской путь тоже мало кто верил. Атомный лихтеровоз «Севморпуть» в уходящем году дважды прошел через русскую Арктику по маршруту Санкт-Петербург – Петропавловск-Камчатский – Восточный – Санкт-Петербург. Государство субсидирует оба каботажных рейса. Бизнес пока изучает возможности транспортировки груза через льды Арктики. Самое дорогое – ледокольная проводка. Атомный лихтеровоз «Севморпуть», конечно, не нуждается в сопровождении, но он – единственный.

Восточный полигон как игольное ушко

В историю РЖД 2022 год войдет как год беспрецедентного роста железнодорожных тарифов, с 1 января 2023-го прирост составит около 30%. По данным СОЖТ, в 2022 году объем тарифной нагрузки составит около 136 млрд руб. Обещано собранные с грузоотправителей средства направить на развитие инфраструктуры.

В 2022 году спрос на грузовые перевозки в восточном направлении превысил расчетные провозные параметры Восточного полигона: по различным оценкам, страна недополучает из-за недоработок на инфраструктуре около 2 трлн руб. в год. Так как РЖД никак официально не объявят об окончании первого этапа развития и модернизации Восточного полигона, то предложено оставить за РЖД эксплуатацию и капитальный ремонт, а функцию строительства полигона передать Минстрою. По этому поводу в 2022-м разгорелась дискуссия, но точка так и не поставлена.

Подсчитано, что инфраструктурные ограничения РЖД ежедневно оставляют без движения до 180 составов с углем в Кузбассе. Об этом говорят угольщики, железнодорожники информацию не подтверждают. Итог: добыча угля в Кузбассе сократилась с начала года на 9,6%, до 19,5 млн т. В 2023 году на Восточном полигоне и вовсе станет тесно: открыт Забайкальский зерновой терминал, в 2023 «Удоканская медь» заявила о планах по наращиванию экспорта, а частная железная дорога от Эльгинского месторождения заявила об увеличении вывоза угля на 30 млн т, впрочем, об увеличении вывоза угля заявляет и глава Кузбасса.

РЖД, кажется, готовы расширять и модернизировать инфраструктуру: капиталовложения в 2023 году превысят 1,07 трлн руб., на финансирование государство добавило 250 млрд руб., не считая финансового эффекта от других мер поддержки, включая отсрочку уплаты страховых взносов. В ближайшее время правительство обещало направить железнодорожному холдингу еще более 200 млрд руб. Однако часть проектов, в том числе по расширению и модернизации Восточного полигона, отодвинуты на отдаленную перспективу.

В 2022 изменились правила организации движения поездов и маневровой работы на железнодорожном транспорте: заложена основа для развития беспилотных технологий, изменена структура устройств электроцентрализации и ЖАТ и обязанностей работников РЖД. В систему обеспечения безопасности движения включена экологическая составляющая. Однако в новых правилах нормативы сформулированы в общем виде, непрописанные белые пятна заполнит владелец инфраструктуры локальными нормативными актами. ОАО «РЖД» уже продвигает изменение правил перемещения порожних грузовых вагонов со станций, не являющихся припортовыми. Суть – принудительно эвакуировать брошенные более трех суток грузовые вагоны можно с расширенного перечня станций. Перевозчик также предложил изменить порядок отцепок в ТОР: часть ответственности за неисправности таким образом переложить на других участников рынка. Операторы сопротивляются, поскольку после ТОРа вагон на сеть принимает все равно перевозчик. Споры в 2023 году продолжатся, фундамент для этого уже заложен.

Порты на пределе возможностей

Основные проблемы Балтики – излишнее доверие к европейской дистрибуции. Однако в целом перевалка грузов в российских морских портов России за первые 11 месяцев уходящего года увеличился на 0,6%, да и соотношение между терминалами Северо-западного, Южного и Дальневосточного бассейнов изменилось незначительно, статистику публикует АСОП: перевалка морских портов Балтийского бассейна за 11 месяцев 2022 года снизилась на 2,3%, до 225,2 млн т, а перевалка в Дальневосточном бассейне увеличилась на 1,6% до 209,4 млн т. Получается, до объемов Северо-Запада, несмотря на все потери в указанном регионе и вопреки прогнозам целого ряда аналитиков, дальневосточные порты не поднялись. В 2023 году на Балтике ожидается приток дополнительных объемов сухих грузов.

Потери Большого порта восполнили причалы в Усть-Луге и Приморске. В начале года на морской линии грузоперевозок между Петербургом и Калининградом работали два судна, сегодня их число стремится к 20. Для доставки нефтепродуктов с ноября на линию Большой порт Санкт-Петербург – Калининград вышел танкер, но работает он нерегулярно, два-три раза в неделю. Сухогруз «Механик Ярцев» – это первое судно программы субсидирования морских перевозок. Правительство России из резервного фонда выделило 1,3 млрд руб. для перевозки морем порядка 900 тыс. т. грузов.

Автоперевозка – для рисковых

C 10 октября 2022 года автоперевозчики из стран ЕС вынуждены перецеплять или перегружать товар при въезде на территорию РФ. Аналогичную меру еще в апреле ввели в Белоруссии. Теперь транспорт из Европы следует до приграничного терминала, где происходит перегрузка товара на российские фуры или перецепка полуприцепов. В России, правда, без остановок идут европейские поставщики 92 категорий товаров – продукты, алкоголь, табак, лекарства. Простои на границе, которые были всегда, теперь увеличились втрое, до 10 суток. В основном из-за таможенных проверок: МАПП функционируют с нагрузкой до 35% от имеющегося технического потенциала.

Смена европейских фур на российские или белорусские происходит на таможенно-терминальных комплексах в Псковской, Калининградской, Ленинградской и Мурманской областях, а также Карелии и Санкт-Петербурге. С конца ноября литовские таможенники через границу пропускают только те фуры, за рулем которой сидит или собственник машины, или лицо, имеющее лицензию на осуществление международных перевозок. «Владелец во всех документах – и в накладной для международной перевозки, и в свидетельстве о регистрации транспортного средства должен совпадать», – говорят участники рынка. То есть под новые ограничения попали все арендованные автомобили, фактическими владельцами которых являются физические лица. Теперь «хитрецам» грозит штраф в €400.

Год великих транспортных потерь

Потребность авиакомпаний в самолетах оценивается в 1,7 тыс. самолетов. До 2030 года их намерены заместить самолетами отечественного производства. Общий бюджет Программы развития авиатранспортной отрасли со стратегической задачей по ускоренному переходу на отечественную технику до 2030 года – 770 млрд руб. Однако проекты по созданию отечественных Sukhoi Superjet 100 и МС-21 стартовали еще 20 лет назад, но строительство затянулось: сроки разработки авиадвигателя ПД-35 сдвигаются, а все выпускаемые для продаж МС-21 оснастят только ПД-14. Первый полет импортозамещенной версии Sukhoi Superjet запланирован на весну следующего года. Пока же аэропорты сами ищут выходы. В авиакомпании «Якутия» каннибализировали два из четырех SSJ-100, полученных в лизинг от ГТЛК. Базовый перевозчик ростовского аэропорта Платов «Азимут» получил SSJ-100, оснащенный двигателями, которые ранее уже использовались в другом самолете.

Железнодорожные пассажирские перевозки. В 2022 году стал острым вопрос о техническом обслуживании и ремонте 294 электропоездов «Сапсан» и «Ласточка». В мае Siemens перестал исполнять свои обязательства. РЖД намерены через суд добиться признания недействительным одностороннего расторжения контракта и взыскать с Siemens Aktiengesellschaft и Siemens Mobility неустойку за каждый день неисполнения. Предварительное заседание по этому делу назначено на 18 января 2023 года.

Для обслуживания поездов «Сапсан» и «Ласточка» создано отдельное предприятие, в которое вошли подразделения Siemens в России, включая персонал и складские запасы. О строительстве новых «Сапсанов» и «Ласточек» уже не идет речь, но «Уральские локомотивы» разрабатывают высокоскоростной отечественный поезда, опытный образец появится уже в 2023 году, еще через три года – серийное производство. За импортозамещение кассетных подшипников для инновационных вагонов, используемых в грузовых перевозках, бились весь год. Но победу обещают только в 2023-м. С точки зрения импорта оказалась уязвима целая линейка подшипниковой продукции средней и тяжелой серий – не только буксовые, но и моторно-осевые, моторно-якорные подшипники, которые применяются на локомотивах.

К концу 2022 года состав атомного флота России пополнили три атомных ледокола – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Последний вышел в свой первый рейс в Обь-Енисейский район Карского моря 2 декабря 2022-го. По первоначальному контракту сдача должна была состояться в ноябре 2021 года. Впрочем, и строительство «Арктики», которое стартовало в 2013-м, тоже шло сложно и с переносом сроков сдачи, как и строительство «Сибири».

Сейчас на «Балтийском заводе» заложены и строятся третий и четвертый серийные ледоколы проекта 22220 – «Якутия» и «Чукотка». И они тоже идут не без сложностей. Если судостроители сорвут сроки, то освоение Севморпути окажется под вопросом: сейчас его обслуживают сейчас четыре ветерана – ледоколы «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач». Последний покинет трудовую вахту уже в 2023–2024 гг., следом, в 2025–2026 гг., из состава флота выведут «Таймыр», в 2027–2028 гг. – «Ямал», эксплуатация ледокола «50 лет Победы» продлена до 2039 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions