Сама архитектура музея говорит о многом. Стены, буквально дышащие историей, тесно соседствуют с новым зданием, дизайн которого отражает все современные европейские тенденции. Можно сказать, что это своего рода стилизованное депо, где есть даже поворотный круг и пути, а также большие панорамные окна почти от пола и до потолка.
«На обзорных экскурсиях музейные гиды знакомят посетителей с захватывающей историей появления и успешного развития железных дорог в России. Путешествие начинается в исторических залах, где есть место и для интерактивных инсталляций, и для макетов Царскосельской железной дороги и станции Владивосток, и для документов с артефактами. Затем экскурсия проходит уже среди паровозов и вагонов XIX века, сохранившихся не иначе как чудом. А рядом с ними – гигантские тепловозы и электровозы XX века», – рассказал директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.
Будущее сопровождает гостей на всем протяжении экскурсии. И все благодаря современным технологиям, включая 3D, которые позволяют «побывать» на старинных перронах, увидеть вагоны в разрезе и познакомиться с персонажами прошлых столетий, в числе которых, к примеру, тормозильщик или живой светофор. Причем экскурсанты имеют возможность самостоятельно запускать различные инсталляции.
«Для искушенных посетителей разработаны тематические экскурсии. В путешествии по «Дороге к Великому океану» можно узнать об истории возведения Великого Сибирского пути – Транссиба. Экскурсионная группа посетит временную выставку «Великий Сибирский путь и народы России», а также постоянную экспозицию музея. Участники увидят исторический подвижной состав, который работал на Великом Сибирском пути во времена Российской империи», – добавил В. Одинцов.
А каждую среду в прошлое отправляется знаменитый экспресс «Красная стрела». Авторская экскурсия по выставке «Поезд № 1» предусматривает посещение настоящего вагона легендарного состава. Купе оборудованы под 1980–2000-е гг. при помощи аутентичных музейных предметов и реплик.
Коллекция единичных экземпляров техники
Музей придерживается принципа сохранения техники, которую не всегда можно встретить на стальных магистралях РФ. Изначально, еще на первом этапе формирования коллекции, речь шла исключительно о локомотивах и вагонах Октябрьской железной дороги. Однако позднее география расширилась, и сегодня в музее есть образцы техники не только из разных уголков России, но и из стран бывшего СССР и Европы. К примеру, из Финляндии и Чехии, включая пассажирский электровоз компании Skoda.
Сегодня музей пытается, с одной стороны, показать характерные для каждой эпохи вагоны и локомотивы, а с другой – продемонстрировать уникальные, зачастую опытные образцы техники, сохранившиеся в единичных экземплярах, такие как первый советский тепловоз Щэл1 или же скоростной ТЭП80, установивший в 1993 году рекорд скорости для тепловозов. Вместе с тем экспозиция музея регулярно пополняется новыми материалами и техникой.
Внимание посетителей неизменно привлекают разрезной паровоз Эр791 и тренажер машиниста тепловоза. Немалый интерес вызывает и игровой макет сортировочной горки. А среди вагонов, имеющихся в коллекции музея, экскурсантов особенно привлекает вагон-салон Китайско-Восточной железной дороги.
«Он был изготовлен на заводе «Руссо-Балт». Китайско-Восточная железная дорога заказывала их для личных нужд вельмож еще 120 с лишним лет тому назад. В нашей коллекции – один из четырех таких вагонов-салонов. Остальные не сохранились. С 1949 по 1996 год он был служебным вагоном начальника дороги на Урале и использовался для ревизорских объездов, осмотров, церемоний. Нашему музею вагон-салон достался в очень плачевном состоянии из Перми. Его отреставрировали, и теперь ему ничего не угрожает», – резюмировал экскурсовод Музея железных дорог России Алексей Иваськов, обожающий свое дело и излучающий доброжелательность.
Как добраться и сколько стоит
Музей железных дорог России находится буквально в шаге от Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге. Это на руку потенциальным экскурсантам, прибывающим в Северную столицу хоть на поезде – на Московский вокзал, хоть на самолете – в аэропорт Пулково. Достаточно добраться до ст. м. «Балтийская», выйти из метрополитена на улицу и дважды повернуть налево – в Гатчинский двор, в самом конце которого как раз и будет вход в культурное учреждение.
В будний день сборная экскурсия по музею, включая его исторические залы, обойдется посетителю всего в 200 руб. Столько же стоят и тематические экскурсии, связанные, к примеру, с Великой Отечественной войной, Транссибом или вагоном «Красная стрела». А вот в выходные или праздничные дни за билет придется отдать 400 руб. При этом в музее действуют все виды льгот – для железнодорожников, пенсионеров, студентов и т. д. Предусмотрено и бесплатное посещение – для победителей различных конкурсов, школьников, инвалидов первой группы и других категорий лиц. А в тематическом магазине можно приобрести себе на память сувенирную продукцию.
«Обзорные экскурсии проходят каждый час, предварительная запись на них не требуется. Тематическая экскурсия «Дорога к Великому океану» – каждый день в 15 ч. Авторская экскурсия по выставке «Поезд № 1» – по средам в 17 и 19 ч. Любую экскурсию можно заказать индивидуально», – подчеркнул В. Одинцов.
Как добавил А. Иваськов, музей работает с четверга по понедельник с 10 до 18 ч. По средам учреждение открыто с 12.30 до 20.30. Правда, кассы всегда закрываются на час раньше. Вторник – единственный выходной.