Логика представлена такая: в грузовых перевозках ситуация в определенной степени определяется структурой и корреспонденциями грузопотоков. При этом абсолютные значения погрузки в тоннах могут снизиться при росте объемов перевозок грузов повышенной доходности. И по этому поводу не следует особо волноваться, считает перевозчик. При этом тема клиентоориентированности ушла куда-то в сторону. Она вроде бы остается, но баланс формируется прежде всего исходя из задачи получения максимальной доходности железнодорожного холдинга.
И компания в 2024 году продвинулась в данном направлении. Действительно, если сравнить данные уточненной статистики, то доля низкодоходных грузов по сводным итогам 2024 года на РЖД составила 53,9% (-1,3 п. п. к 2023 году), среднедоходных – 15,8% (+0,8 п. п.) и высокодоходных – 30,3% (+0,5 п. п.).
Правда, погрузка по итогам 2024 года снизилась на 4,1%. И это не бьется с объяснениями основной причины ее спада. Переток с «тяжелых» и дешевых грузов в пользу более «легких» и дорогих номенклатур на РЖД достигнут. Только у снижения погрузки, очевидно, имеются и другие причины, которые вытекают из специфики принятых мер на РЖД по борьбе с «лишними» грузами. Тем не менее подвижки в сторону замены грузов 1-го класса (угля, руды, стройгрузов, промсырья, огнеупоров, шлаков, флюсов, цемента) на номенклатуры 2–3-го класса заметны.
Хорошо ли это для экономики РФ – другой вопрос. Не все выглядит так однозначно. Ведь спад по указанным позициям коснулся не только экспорта угля, но и внутренних перевозок. Скажем, перевозки щебня и цемента – это в основном продукция внутреннего потребления.
Нельзя сказать, что в строительной отрасли положение дел интерполируется с глубиной падения погрузки на РЖД. Значит, часть грузов ушла на автодороги. Стало быть, вереницы тяжелых самосвалов и фур увеличили нагрузку на шоссейные мосты и развязки, что вряд ли следует считать позитивным эффектом.
Есть и другие вопросы, о которых более подробно сообщается на страницах очередного выпуска журнала «РЖД-Партнер».
Под таким углом зрения интересы ОАО «РЖД» не очень увязываются с интересами российских грузоотправителей. Клиент, как получается, уже не король, даже если он платит. Король – это, скорее, позиция перевозчика, который указывает экономике на те рельсы, по которым ей следует двигаться.