+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.07.2025 11:20:49
Колонка эксперта
РЖД-Партнер

Как не создать дискриминацию при появлении новой очереди «е1» в ПНД?

С 1 сентября 2025 года может вступить в силу инициатива ФАС, предусматривающая включение перевозок по ж/д импортного сырья для предприятий непрерывного цикла в новую очередь «е1» ПНД при организации перевозок по сети РЖД.


Как не создать дискриминацию при появлении новой очереди «е1» в ПНД?
Правила ПНД могут дополниться подочередью «е1». В соответствии с ней при отсутствии возможности полного удовлетворения спроса грузоотправителей на конкретном направлении приоритет будет отдан перевозке импортного сырья в адрес предприятий непрерывного цикла. В перечне 166 организаций металлургического, химического и нефтегазового секторов, например, «Северсталь», НЛМК, ММК, «ФосАгро», «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», «Русал» и прочие.

Компания «Русал» активно инициировала дополнение ПНД. Ее зависимость от импорта глинозема – порядка 3 млн т на $2,16 млрд в 2024 году – делает стабильность доставки ключевым союзником в достижении производственных целей. Черная металлургия, хотя и менее импортозависима, также выигрывает от введения «страхующего пояса» при полной загрузке логистических коридоров.

Система

Решение призвано устранить нормативные лакуны, однако сопряжено и с определенными рисками:

• перекосом в интересах между импортным сырьем и другими категориями грузов (продовольствие, экспорт, строительные материалы);

• усилением конкуренции за инфраструктурные ресурсы. Введение очереди «е1» может спровоцировать поток юридических претензий от других отраслей, не попавших в перечень;

• регуляторной сложностью: включение в ПНД требует тщательной проработки и поддержки прозрачности процессов, иначе высок риск обвинений в дискриминации.

Чтобы минимизировать нежелательные последствия, необходимо:

• установить четкий перечень критических сырьевых позиций, подлежащих приоритету. Это повысит прозрачность, уменьшит риски злоупотребления и защитит систему от необоснованных претензий;

• разработать механизм мониторинга и ревизии списка: со временем часть компаний или сырья может утратить критичность, нуждаясь в замене или исключении из списка;

• внедрить программный алгоритм обоснования решений: при обострении логистического дефицита анализировать ситуацию, принимать решение о переводе части грузов «е1» в текущий приоритет.

Для предупреждения последствий и четкой работы должна быть построена система. Во-первых, нужно формализовать процедуры пересмотра списка и сырья и периодически проводить оценку критичности импорта по отраслям. Во-вторых, важно интегрироваться с IT-системами РЖД для автоматической загрузки, анализа спроса, прогнозирования дефицита пропускных мощностей. В-третьих, юридически защитить решение позволит разработка методологии правовой оценки и прозрачных механизмов конкурсного распределения между предприятиями. Ну и, кроме прочего, важна гибкая коммуникация с рынком – включение в работу отраслевых ассоциаций, экспертных советов и взаимодействие по обратной связи от участников рынка (железнодорожных операторов, экспортеров, сырьевых компаний).

Плюс на минус, минус на плюс

Среди плюсов внедрения очереди «e1» – повышение надежности технологических цепочек: будет возникать меньше простоев, аварийных остановок. У производителей будет уверенность в логистической безопасности при загрузке сетей, а также появится реальная возможность избежать крупных экономических потерь за счет регламентированной приоритетности.

В числе минусов внедрения очереди «e1» – уменьшение пропускной способности под другие категории грузов: возможны задержки в продовольственном сегменте, стройматериалах, контейнерных перевозках. Возможно усиление юридических конфликтов: участники, лишенные места в подочереди «е1», могут оспаривать решение об организации очередности. Еще один фактор – сложность администрирования и контроля: потребуются дополнительные затраты на мониторинг и пересмотры проекта. Кроме того, не гарантируются поставки при форс-мажорах (по разным причинам – судоремонт, погода, санкции), если альтернативных маршрутов нет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions