+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.11.2021 15:59:02
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

В доставке небольших грузов по воздуху беспилотники могли бы конкурировать с вертолетами

На сегодняшний день рынок беспилотной авиации, причем не только в России, но и в мире, в большей степени связан с выполнением работ по проведению дистанционного зондирования планеты Земля. Речь идет о фото- и видеосъемке, лазерном сканировании, мониторинге при помощи тепловизоров… А вот для оказания услуг по перевозке грузов беспилотные воздушные судна (БВС) используются крайне редко и о реальном их применении в этой сфере можно говорить разве что в разрезе экспериментов. Как раз о них корреспондент РЖД-Партнера и расспросил заместителя генерального директора по стратегическим проектам ГК «Геоскан» Андрея Грудева.
В доставке небольших грузов по воздуху беспилотники могли бы конкурировать с вертолетами
Несыпучие и твердые грузы

– Насколько современные БВС заточены под грузоперевозки? Сколько килограммов способны поднимать в воздух и какое расстояние преодолевать?

– Есть специализированные дроны, которые могут перевозить от нескольких граммов до сотен кг. При этом масса груза зависит не только от размеров воздушного судна, но и от того, какая силовая установка применяется. А расстояние, преодолеваемое беспилотником, работающим на двигателе внутреннего сгорания, может исчисляться десятками и сотнями километров. Например, есть аппараты с ДВС, которые могут находиться в воздухе сутки. Если такой беспилотник будет лететь с невысокой скоростью, например 100 км/ч, то за сутки преодолеет расстояние в 2000 км.

– Что именно можно доставлять с помощью беспилотной авиации?

– Сразу скажу, что грузы можно перевозить двумя способами: внутри фюзеляжа самого воздушного судна или на внешнем подвесе – либо жестком, как это недавно сделала «Почта России», либо гибком, как это планирует делать «Газпром нефть» для транспортировки крупногабаритных грузов. Что касается номенклатуры, то для перевозки предпочтительнее несыпучие и твердые предметы, которые желательно упаковывать в контейнер. При этом важен вопрос безопасности груза для окружающего пространства, и с этой точки зрения очень проблематичной является перевозка биоактивных материалов. Например, в начале пандемии много говорили о доставке анализов крови с помощью беспилотников, но предоставлять эту услугу никто так и не взялся. Профессионалы очень хорошо понимают, что для получения разрешения на перевозку биоактивных материалов требуются специальные и непростые лицензии. Другой аспект связан с температурным режимом: перевозка, как правило, проходит на больших высотах, где температура может быть значительно ниже, чем на поверхности Земли. Поэтому нужно отдельно думать о термостатировании контейнеров.

– В этом смысле какие-то конкретные испытания уже были проведены?

– Здесь лучше ссылаться на единственный многолетний опыт компании Zipline. Она перевозит кровь в удаленные районы Руанды для помощи больным. Сейчас эта компания начала тестировать доставку грузов в США.

Последняя и предпоследняя миля

– Кому с коммерческой точки зрения было бы выгодно применять беспилотные воздушные судна?

– БВС могли бы существенно улучшить и ускорить работу «Почты России», многочисленных служб доставки, а также внутрикорпоративных логистических служб, например, при перевозке груза с большой земли на плавучую платформу нефтедобычи. В этом есть и экономическая выгода. Доставка небольших грузов (речь о десятках-сотнях килограммов) с помощью БВС может конкурировать с доставкой вертолетом. И в первую очередь речь идет о местах, где на сегодняшний день очень мало дорог (Чукотка, Камчатка, северные территории Ямала) или они доступны в сезонном режиме. Применять беспилотные воздушные судна для доставки грузов целесообразно на двух участках. Первый и наиболее популярный – это «последняя миля». Например, доставка от последнего пункта в логистической цепочке «Почты России» до конечного клиента. Такие перевозки покажут свою эффективность в малонаселенных территориях. В этих целях можно использовать существующие конструкции самих БВС и наземной инфраструктуры.

– Получается, что для доставки в более крупные территории беспилотники не подходят?

– Доставка туда сопряжена с большими рисками. Поэтому здесь лучше говорить о перевозке грузов не на «последней миле», а на так называемой «предпоследней миле», когда груз доставляется с больших логистических складов, часто расположенных около крупных грузовых терминалов, до почтовых отделений. Речь о доставке внутри «Почты России». Это выглядит как корпоративная история, которая не сопряжена с передачей груза непосредственно в руки клиентам, которые пока еще не готовы к приемке и обработке товаров, доставляемых беспилотниками.

– Можно ли, рассуждая о непопулярности грузоперевозок при помощи БВС, говорить о некоем консерватизме самих людей?

– Многое зависит от региона проживания людей и их возраста. Тема беспилотников очень хайповая, и восприимчивая к хайпу молодежь не демонстрирует консерватизма в этом вопросе, относясь к использованию таких технологий очень лояльно. Люди старшего возраста живут традиционным представлением о том, как должна выглядеть доставка. При этом они задают правильные вопросы, ответы на которые пока не даны. «Где и как вместе с грузом можно получить сопроводительные документы?» «Как провести оплату товара курьеру?» «Можно ли отправить товар обратно, если он не подошел, и как именно это сделать?» Много вопросов не находят или даже не найдут ответа. И это, в конце концов, сокращает функционал и возможности той же «Почты России» при использовании беспилотников. Кроме того, могут быть опасения с точки зрения физической безопасности. Большинство БВС имеют пропеллеры, не защищенные корпусом или рамой. Если человек попытается подойти к беспилотнику, который сел и еще не остановил вины, то может травмироваться. Поэтому многие логистические схемы предусматривают сброс или спуск груза с борта БВС на некоторую точку в охраняемом периметре на земле или на площадку специализированного дронопорта, а не в руки получателя.

Контейнеры и защитные системы

– Сохранность груза в пути – не менее острая тема. Как сделать доставку безопасной для обеих сторон?

– Если полет происходит нормально, то непосредственно на борту беспилотного воздушного судна груз никто портить не будет, особенно если он помещен внутрь достаточно прочного контейнера. Логичнее говорить о сохранности груза при его погрузке и передаче конечному получателю. Либо – в момент внештатного завершения полета, например при аварийной посадке. Здесь действительно важно посмотреть, что происходит с грузом, особенно если он представляет из себя опасность для окружающей местности.

– Можете привести показательные примеры из практики каких-то компаний?

– Давайте посмотрим, как вопрос сохранности груза решается в «Инвитро». Компания уже провела несколько тестовых доставок биоматериалов при помощи беспилотников. При этом используются достаточно прочные и жесткие контейнеры, которые должны выдерживать перепады температур. И это не простые ящики, а достаточно сложные конструкции с внутренней термостатической защитой.

– Обязательно ли во время полета отслеживать груз при помощи видеокамер?

– Нет. А вот снабдить сам контейнер защитными системами в случае перевозки специфических грузов целесообразно. Также любая логистическая компания будет заинтересована в снабжении контейнера маяком, который помог бы обнаружить его и сам беспилотник в случае падения.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions