– Алексей Алексеевич, с чем, на Ваш взгляд, связан рост погрузки, учитывая непростую динамику 2020 года?
– Полноценным восстановлением объемов это назвать нельзя, поскольку положительная динамика наметилась на фоне крайне низкой базы января 2020-го, когда произошло максимальное по году падение перевозок на 14%, в том числе по экспорту на 24%. В последующие месяцы относительные значения начали выправляться, что обеспечило итоговое снижение объемов перевозки лесных грузов в 2020 году на 3,1% к результатам 2019-го.
Росту объемов железнодорожных перевозок в январе 2021 года способствовала морозная погода, установившаяся в европейской части России. В отличие от теплой зимы предыдущего года, она обеспечила лесозаготовителям беспрепятственный доступ к местам традиционной зимней заготовки.
– Сохранится ли плюс в погрузке лесных грузов в этом году? Какие факторы могут этому способствовать?
– Учитывая вышеуказанные причины, можно прогнозировать рост в I квартале. В целом по 2021 году можно ожидать равноценных 2020-му объемов погрузки, однако прогноз может быть изменен в зависимости от жесткости карантинных ограничений в странах – потребителях продукции российского лесопромышленного комплекса.
– Какие главные проблемы в настоящее время Вы видите на сети железных дорог при погрузке лесных грузов?
– Основные сложности в оформлении погрузки и продвижении лесных грузов в последнее время возникают на экспортных направлениях в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в Китай. Это связано с усилением контроля и введением ограничений на границе для предотвращения распространения COVID-19.
– Недавно правительство РФ утвердило стратегию развития лесного комплекса до 2030 года, в соответствии с которой вклад лесной отрасли в экономику РФ к 2030-му должен увеличиться в 2 раза, до 1,14 трлн руб. Как реализация этого документа отразится на перевозках лесных грузов по сети РЖД?
– В случае реализации стратегии может произойти увеличение объема погрузки лесных грузов, так как по базовому сценарию до 2030 года запланировано среднегодовое увеличение лесозаготовки на 2%.
Предполагается, что вся заготовленная древесина будет перерабатываться в России. Это будет способствовать росту внутренних перевозок необработанной древесины и экспорта продукции лесопереработки. Произойдет изменение структуры перевозок: на экспортных направлениях будет увеличиваться доля продукции глубокой переработки при снижении объемов перевозки необработанного сырья. Повысятся требования к подвижному составу и оборудованию, обеспечивающему транспортировку грузов, а также к качеству сервиса.
Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.