+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.10.2020 11:22:46
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Типовая технология механического пломбирования и новая система электронного пломбирования: что лучше?

Материал, посвященный практике внедрения электронных пломб и устройств на сети РЖД, опубликованный в одном из предыдущих номеров журнала *, вызвал большой интерес у специалистов, работающих в отрасли. В связи с этим мы попросили известного эксперта – доктора экономических наук, профессора, почетного железнодорожника, министра путей сообщения РФ в период с 1996 по 1997 год Анатолия Зайцева прокомментировать поступившие в редакцию вопросы, а также озвучить свой прогноз дальнейших перспектив развития систем электронного пломбирования.
Типовая технология механического пломбирования и новая система электронного пломбирования: что лучше?
Решение уже есть

– Анатолий Александрович, расскажите, пожалуйста, насколько нова идея электронного пломбирования?

– Она родилась еще в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века. Департамент грузовой и коммерческой работы МПС и ВНИИЖТ обсуждали тогда идеологию дистанционного контроля сохранности груза и фактов несанкционированного вскрытия дверей железнодорожных вагонов и контейнеров. Рассматривалось множество предложений, даже фантастических, – от установки на месте запорных узлов накладных электронных замков до оснащения каждого вагона и контейнера внутренней сигнализацией и приемопередатчиками. Однако красивого и дешевого решения не было. Железнодорожники ждали от ученых, инженеров и бизнеса оригинальных предложений и конкретных технологических решений.

– Прошло почти 30 лет. Можно ли утверждать, что приемлемое техническое решение наконец появилось?

– Да, можно. Появилось уникальное техническое решение, в котором механическая тросовая пломба объединена с электронным блоком, способным контролировать ее целостность, в единый корпус. Причем решена уникальная задача контроля целостности троса с плавно изменяемой формой петли при ее затягивании на запорном узле.

– В чем суть идеи электронного пломбирования и как может измениться работа на железнодорожном транспорте с учетом ее внедрения?

– Главная цель применения любой механической пломбы – это контроль отсутствия доступа (в помещение, к ценным документам, к грузу и т. д.) посторонних лиц и разграничение правовой ответственности между физическими и юридическими лицами, имеющими право такого доступа, разделенное во времени и пространстве. С этой целью ценные документы размещают в сейфе, помещения оборудуют сигнализацией, срабатывающей в любой момент при его вскрытии. А грузы остались без внимания. Поэтому идея электронного пломбирования постоянно обсуждается специалистами как реальное и эффективное решение этой проблемы. При этом превращение молчащей механической пломбы в говорящую электронную позволяет значительно расширить ее функции и возложить на нее дополнительную нагрузку: сообщать дистанционно в режиме реального времени о ее целостности, контролировать местонахождение, состояние движения и покоя, температуру, освещенность и многие другие параметры. Причем электронная пломба является частью интеллектуальной системы электронного пломбирования и должна рассматриваться в качестве революционного скачка, подобного переходу от аналоговой системы телефонии к цифровой.

– Насколько идея электронного пломбирования поддерживается в ОАО «РЖД» и Минтрансе?

– Идея электронного пломбирования, так же как и необходимость внедрения цифровых технологий, входит в планы Минтранса и ОАО «РЖД» и должна поддерживаться и руководством, и специалистами. Однако между механическими пломбами и электронными пока ставится знак равенства, и поэтому главным тормозом для массового внедрения последних является старомодное утверждение, что это дорого. Но давайте вспомним, сколько стоили сотовые телефоны 10, 20 лет назад, а сегодня очереди стоят, чтобы приобрести суперновую модель сотового телефона, и никто не спрашивает, сколько она стоит. Специалистам необходимо пересмотреть свои взгляды, а руководителям – поддержать разработку нормативной документации и соответствующих приказов.

Дорого или дешево?

– Как Вы уже отметили, существует устойчивое мнение, что электронная пломба – это дорого, а механическая – дешево. Насколько оно объективно?

– Проблема «дорого-дешево» – это извечная проблема торговли. Если сравнивать стоимость свинцовой заготовки с запорно-пломбировочным устройством (ЗПУ), то очевидно, что для того, чтобы заготовка превратилась в пломбу, навешенную на транспортное средство, необходимо совершить определенную работу, которая стоит денег. И если сравнивать стоимость свинцовой пломбы, навешенной на запорный узел, со стоимостью ЗПУ, навешенного на контейнер запорного узла, то их стоимость соизмерима, а в ряде случаев ЗПУ дешевле свинцовой пломбы. Такой же эффект и при сравнении механической пломбы и электронной. Если их положить на стол и определить заводскую стоимость, то механическая будет значительно дешевле, но если сравнивать услугу по механическому пломбированию с услугой по использованию электронного, то в 99% случаев последняя будет дешевле. Поэтому это мнение необъективно.

– А в чем отличие электронной пломбы от электронного трекера?

– Дело в том, что это принципиально разные по назначению устройства. Сделать из электронного трекера электронную пломбу нереально, потому что эти устройства должны соответствовать различным техническим требованиям как по рабочим параметрам, так и по конструкции. Если пытаться дорабатывать электронный трекер до соответствия требованиям к электронной пломбе, то однозначно легче сделать что-то с нуля.

– Зачем электронной пломбе спутниковый канал связи, это же дорого?

– Электронная пломба обязана работать в любых условиях и любых точках на земле и на воде. Пред¬положим, вы находитесь в пустыне, тайге, на горных перевалах, на море и т. д. Пломба должна подавать сигналы о своем состоянии. А как решить эту задачу без спутника в условиях отсутствия сплошного покрытия сотовой связи? Это невозможно.

– Какие испытания прошло электронное ЗПУ «БигЛок» и есть ли возможность его обмануть?

– ЗПУ «БигЛок» прошло полный цикл механических, климатических и криминальных испытаний и допущено к применению на сети РЖД в качестве пломбы грузоотправителя. Уникальные технические решения, блестящая инженерная мысль позволили создать защиту от мыслимых и немыслимых хитрых приемов негласного вскрытия. Подобных решений ни в элект¬ронных замках, ни в электронных трекерах еще никто не реализовывал.

– А каким образом организовано взаимодействие системы «БигЛок» с АСУ РЖД?

– Порядок взаимодействия между интеллектуальной системой электронного пломбирования «БигЛок» и информационными системами РЖД определяется соответствующим соглашением об обмене данными. Информация с платформы системы «БигЛок» передается по каналам межмашинного обмена в ЭТРАН. Благодаря такому обмену в перевозочных документах наряду с номером запорно-пломбировочного устройства появляется и номер электронного блока. Это происходит автоматически, исключая тем самым трудозатраты и ошибки персонала.

– Многих интересует порядок обслуживания и возможность ремонта электронного блока. Как решаются эти вопросы?

– Конечно, электронная пломба как сложное техническое устройство требует периодического обслуживания. Периодичность и стоимость ее тех¬обслуживания определяются условиями договора заказчика с поставщиком оборудования. Пломба, находящаяся в долгосрочной аренде, отрывается от работы только на ежегодное техническое обслуживание. Длительность проведения таких регламентных работ – несколько дней. Пломба, находящаяся в краткосрочной аренде, поставляется заказчику уже после проведения техобслуживания. Ремонт в случае повреждения пломбы выполняется производителем оборудования. Однако решение о том, кто будет возмещать расходы, принимается на основании служебного разбирательства, проводимого совместно представителями заказчика и поставщика услуги. Такие условия, насколько мне известно, определены договором аренды.

– Часть поступивших вопросов связаны с возможностью закупки услуги электронного пломбирования через торговые площадки. Какой комментарий Вы можете дать по этому вопросу?
  
– Сегодня большинство контрактов заключаются через систему электронных торговых площадок. Правилами проведения элект¬ронных торгов предусмотрено, что подготовка технического задания на конкурс осуществляется заказчиком. При этом уровень информированности специалистов, занимающихся размещением заказа на торговых площадках, о возможностях, технических характеристиках электронных пломб остается низким. Как снабженцы, они работают по принципу «чем дешевле, тем лучше». В случае с электронными пломбами рассматривать приобретение на электронной площадке самих устройств нецелесообразно. С точки зрения экономии средств выгоднее размещать закупку комплексной услуги электронного пломбирования, которая включает навешивание, снятие, мониторинг доступа к грузу, организацию реагирования по сигналу тревоги и организацию оборота электронных компонентов.

Страж copy.jpg

– Насколько трудозатратно организовать возможность быстрого реагирования на всей территории РФ?

– Если бегать за каждым контейнером и железно­дорожным вагоном – это, конечно же, дорого. А если создать систему и совместить в ней возможности ведомственной охраны железнодорожного транспорта, частных охранных предприятий, находящихся в разных регионах, и полиции, то всегда рядом с местом нападения на груз будет группа быстрого реагирования, которая готова оперативно пресечь преступление. В этом случае услуга недорогая.

– А что за чудо вы предлагаете таможне под названием «Сириус-Euro» размером не более двух спичечных коробков?

– Разработать конструкцию универсального многофункционального устройства – электронной пломбы – возможно. Эта задача реализована в электронном запорно-пломбировочном устройстве «Биг­Лок». Но в реальной практике требуется целая линейка электронных пломб с различным функционалом. Электронное пломбировочное устройство «Сириус-Euro» – это одно из целого ряда конструкторских решений, позволяющих выполнять основные функции электронной пломбы и использоваться в определенном секторе перевозок. Его главные достоинства – это малые габариты, вес и универсальность.

Электронный помощник

– Как я понимаю, электронные пломбы универсальны и могут использоваться на всех видах транспорта. Есть ли какая-нибудь особенность их применения на железной дороге?

– У электронной пломбы огромный потенциал возможностей. За счет канала ближней связи она способна дистанционно конт­ролировать любые датчики, установленные на железно­дорожном вагоне и контейнере, – датчики температуры внутри контейнера и температуры буксы, датчики влажности и датчики износа колеса, датчики скорости и датчики пробега и т. д. Если учитывать полный функционал, которым обладает элект­ронная пломба, то ее правильное название – это система элект­ронного пломбирования и контроля сохранности и потребительских качеств груза. За 60 лет работы на железнодорожном транспорте я прошел путь от кочегара паровоза до руководителя отрасли и стал свидетелем выдающихся достижений. Мое искреннее желание заключается в том, чтобы электронная пломба стала таким же массовым явлением, каким в свое время стала свинцовая пломба.

– Предположим, Вы грузовладелец, отдыхаете на берегу моря и электронная пломба на вашем контейнере сработала и дала сигнал SOS. И что дальше?

– Я уже себя представил в таком блаженном состоянии, в уме подсчитывая прибыль от продаж дефицитного товара, и вдруг получаю СМС-сообщение: «На ваш контейнер была осуществ­лена попытка нападения, которая пресечена, груз в целости и сохранности следует к месту назначения». Такая ситуация возможна при условии, если у вас оформлена услуга под ключ. И, кстати, это совсем недорого.

– Предположим, Вы руководитель крупной страховой ком­пании. Вы смогли бы рассматривать электронную пломбу как вашего союзника в защите интересов компании?

– Мое мнение однозначно положительное. Здорово иметь в помощниках такой уникальный инструмент, позволяющий конт­ролировать практически любую ситуацию (риски стремятся к нулю) и иметь фактический материал по любым страховым случаям. Однозначно доходы страхового бизнеса будут расти, а мошеннические схемы –
сдуваться.

– А что бы Вы сделали, будь Вы на месте главы ОАО «РЖД» или министра транспорта, для внедрения электронного пломбирования?

– Сложно представить такую ситуацию. По моему мнению, необходимо выпустить указание или приказ об обязательном пломбировании электронными пломбами опасных, ценных и военных грузов.

Размеры пломб будут уменьшаться, а функции – расширяться

– По мнению участников рынка, сейчас при перевозках санкционных грузов созданы неравные конкурентные условия для работы операторов. Вы можете это прокомментировать?

– Приходится констатировать, что в настоящее время перевозку санкционных грузов под охраной электронных устройств контроля осуществляет один оператор. Причина – установленные Минтрансом России избыточные требования. Прежде всего по количеству устройств – их должно быть у каждого оператора не менее 15 тыс. Если следовать этой логике, то при работе трех операторов на рынке должно обращаться 45 тыс. устройств. Анализ статистических данных об объемах перевозок свидетельствует, что
установленный норматив в разы превышает потребность в количестве устройств, необходимых для решения задачи конт­роля данной группы товаров. В результате, чтобы компенсировать затраты, стоимость услуги завышается, а отсутствие конкуренции не создает условий для ее снижения. Бюджет теряет доходы, а страна не может предложить привлекательные условия на транзитном маршруте. И это происходит в рамках решения государственной задачи.

– Какая система, на Ваш взгляд, в максимальной степени соответствует требованиям, предъявляемым к информационным системам, для работы с электронными пломбами?

– Государственная автоматизированная информационная сис­тема «ЭРА-ГЛОНАСС». Оператор данной системы – АО «ГЛОНАСС» – имеет четырехлетний опыт работы и успешно зарекомендовал себя как оператор пломбирования на рынке перевозок санкционных грузов. Принимая во внимание государственное значение задач, решаемых с применением электронных пломб, система должна эксплуатироваться только компанией с государственным участием.

– Как должен функционировать центр принятия решений в общем алгоритме работы системы электронного пломбирования?

– Главная задача центра принятия решений – доведение в максимально короткий срок информации до лица, принимающего решение, и контроль исполнения принятого решения. Например, если в рефрижераторном вагоне температура повысилась до запредельного уровня, то может быть принято решение о досрочной перегрузке на ближайшей станции. Если прогнозное значение температуры в течение суток не превысит опасного уровня, а необходимого подвижного состава на замену нет, то грузовладелец может принять решение о продолжении перевозки специализированным автомобилем. Другой пример. Электронная пломба зафиксировала удар на горке и передала информацию грузовладельцу. В этом случае он отправляет телеграмму в адрес перевозчика о приостановлении перевозки и комиссионном досмотре данного вагона на станции, где произошел инцидент. Сведения о местоположении, скорости движения, силе удара, зафиксированные электронным блоком, являются объективными данными для проведения расследования аналогично запи­сям из черного ящика самолета и принимаются судами как вещественное доказательство. Следующий пример. Разбой и хищение груза. В этом случае сигнал незамедлительно передается на пульт диспетчера одного из подразделений ведомственной охраны железнодорожного транспорта, частного охранного предприятия, находящегося в регио­не, или в одно из подразделений транспортной полиции. Если речь идет об автомобильной перевозке, то сигнал для принятия оперативных мер реагирования поступает в Ространснадзор и далее на ближайший пост ДПС. Четырехлетний опыт эксплуатации системы «БигЛок» свидетельствует, что последствия нападения на груз всегда удается минимизировать и пресечь преступление. Состав системы БигЛок_2.jpg

– Можно привести какой-то пример из практики общения электронной пломбы с криминальными посягательствами? 


– Случаев много, но один меня очень поразил. Темное время суток, автофургон движется по прямому участку шоссе со скоростью 70–80 км/ч. За автофургоном движется автомобиль с включенным дальним светом. Между автофургоном и автомобилем встраивается черный джип, у которого на переднем бампере установлена площадка, где находятся два человека. Джип сзади причаливает к автофургону, преступники вскрывают его двери, перекидывают груз в кузов джипа или на обочину дороги, затем закрывают двери и отчаливают.
Группа работает строго по времени (от 10 до 15 мин.) и успевает выгрузить больше половины содержимого из фургона. Причем он продолжает движение по маршруту и кража обнаруживается либо на стоянке, либо на складе грузополучателя. Фантазия и смекалка наших кулибиных не перестает удивлять мир. 

– Какие тенденции в развитии систем электронного пломбирования, на Ваш взгляд, сейчас наиболее перспективны? 

– Перспективным направлением, безусловно, является дальнейшее совершенствование программного обеспечения и прежде всего внедрение в него элементов искусственного интеллекта. В будущем электронная пломба будет способна не только самостоятельно классифицировать события по результатам комплексного анализа внешних воздействий и поступающей с датчиков информации, но и выдавать в систему рекомендации по реагированию на эти события в интересах сохранности груза и потребительских качеств товара, находящегося под контролем. Будет сохраняться тенденция уменьшения массогабаритных размеров устройств, как это было с другими электронными устройствами – мобильными телефонами. Также я вижу перспективу в использовании электронной пломбы в комбинации с другими актуальными разработками. Например, на базе технологии акустической эмиссии имеются разработки, на основе которых можно построить мобильный диагностический комплекс подвижного состава. Информа­ционным и коммуникационным центром этого комплекса может выступить электронная пломба.  Беседовал Игорь Сергеев   

* Электронные пломбы и электронные устройства: основа контроля за перемещением грузов с использованием транспортных средств // РЖД-Партнер. – 2020. – № 18. – С. 40–45.

 


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions