+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.04.2020 10:31:58
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Строительство ВСМ предполагает активное использование накопленного капитала наукоемких отраслей

Одна из целей в сфере железнодорожного транспорта, указанная в недавно одобренной правительством РФ Транспортной стратегии до 2035 года, – это обеспечение связанности территорий РФ и, в частности, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург не позднее 2027 года. О том, насколько целесообразно все-таки ее строительство в нынешних условиях, РЖД-Партнеру рассказал заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей РАНХиГС Дмитрий Агафонов.
Строительство ВСМ предполагает активное использование накопленного капитала наукоемких отраслей
 Дмитрий Валентинович, насколько, по Вашему мнению, эффективно строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург в нынешних экономических условиях?

– Необходимость реализации проектов строительства высокоскоростного сообщения на территории РФ, в том числе между двумя столицами, обсуждается достаточно давно. Эффекты от строительства ВСМ выходят за границы транспортной отрасли. Это подтверждает опыт других стран, прежде всего, Китая, Испании, Франции и других членов Европейского союза. В них строительство ВСМ стало важнейшим фактором экономического роста. Поэтому эффект от строительства новых магистралей необходимо рассматривать комплексно.

Применительно к РЖД за счет перераспределения грузовых и пассажирских потоков строительство ВСМ позволит повысить пропускную способность железнодорожной сети и разгрузить подходы к портовой инфраструктуре Северо-Западного региона при выполнении грузовых перевозок. По оценкам компании непосредственно на полигоне прохождения потенциальной ВСМ объем инвестиционных ресурсов, необходимых для освоения дополнительных объемов грузоперевозок, оценивается более чем в 200 млрд руб.

Строительство магистрали позволит сэкономить эту сумму за счет перенаправления пассажиропотока на ВСМ и высвобождения пропускной способности обычных железных дорог под грузовые перевозки. Высвобождающуюся пропускная способность существующей железнодорожной сети необходимо рассматривать как потенциальные дополнительные доходы от перевозки грузов. Этот эффект, по оценкам РЖД, может составить до 1,5 трлн руб.

В целом с учетом издержек на содержание инфраструктуры и осуществление перевозочного процесса РЖД оценивают дополнительную EBITDA (прибыль до вычета процентов, налога на прибыль и амортизации активов. – Прим. авт.) от реализации проекта в 1,7 трлн руб. за 30 лет.

– Вы полагаете, что эта ВСМ будет пользоваться популярностью у пассажиров?

– Касательно пассажирских перевозок, уже сейчас в России, несмотря на отсутствие в эксплуатации современных линий ВСМ, отмечается растущий спрос потребителей на транспортном рынке на услуги пассажирских перевозок высокоскоростным сообщением. Он реализован на существующей, всего лишь модернизированной железнодорожной инфраструктуре. Пассажирские перевозки «Сапсаном» между Москвой и Санкт-Петербургом с 2010 года, то есть с момента ввода, демонстрировали стабильный ежегодный рост в районе 15–40%.

За период 2010–2019 гг. пассажиропоток увеличился с 1,9 млн до 5,7 млн человек. До момента активного распространения вирусной инфекции по итогам первых 2 месяцев 2020-го пассажирские перевозки «Сапсаном» составили 776 тыс. чел., что на 6% выше показателя за аналогичный период прошлого года.

Таким образом, ввод ВСМ дает возможность получения синергического эффекта в экономическом, социальном и культурном аспекте. Сложившийся тренд на транспортном рынке, активный поиск новых точек роста для национальной экономики, опыт зарубежных стран лишний раз подчеркивают актуальность строительства ВСМ на территории РФ, в том числе между двумя столицами.

– А насколько реалистичен план завершить строительство к 2027 году? Ранее речь шла о 2026-м?

– На реализацию проекта строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург заложено 7 лет. В России накоплен успешный опыт реализации масштабных проектов с горизонтом строительства 7–10 лет не только в транспортной отрасли: подготовка к проведению Олимпиады в Сочи, ЧМ по футболу, строительство автодорожных магистралей, трубопроводов и т. д. Безусловно, строительство ВСМ имеет свою специфику и предполагает активное использование накопленного капитала наукоемких отраслей. Многое зависит от приоритетов и политической воли руководства нашей страны.

Опыт, в первую очередь Китая, говорит о том, что в установленный срок данный проект вполне реализуем и для нашей страны. За 10 лет в Поднебесной было построено порядка 19 тыс. км высокоскоростных магистралей, что позволило Китаю выйти в мировые лидеры по протяженности ВСМ.

– Но речь идет о больших суммах денег. По какой схеме финансирования, по Вашему мнению, должна осуществляться реализация такого масштабного проекта?

– Зарубежный опыт (прежде всего, в странах Евросоюза) в сфере строительства ВСМ показывает, что основными инвесторами выступают государственные структуры (на их долю приходится порядка 70% от общего объема финансирования). Остальную часть финансирования составляют частные инвестиции, привлеченные концессионером на коммерческой основе. Россия в данном случае не является уникальной страной, притом что положительный опыт ГЧП накоплен в автодорожном хозяйстве.

По состоянию на 2019 год ориентировочная стоимость реализации проекта составляет 1,5 трлн руб. при объеме ВВП России, по данным Росстата, 110 трлн руб. (в текущих ценах).

Проект строительства и ввода ВСМ должен преследовать, прежде всего, национальные интересы. В сложившихся макроэкономических и политических условиях, находясь под давлением санкций, с большой долей вероятности строительство магистралей будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Возможно, с целью всесторонней поддержки проекта привлекут крупнейшие финансово-кредитные организации нашей страны: Сбербанк, группу ВТБ, Внешэкономбанк. Можно предположить, что в данном случае схема финансирования будет стандартной: взносы в уставной капитал РЖД или прямое выделение субсидий из федерального бюджета.

Вне зависимости от схемы финансирования на сегодняшний момент наиболее актуальной задачей при реализации проектов строительства и ввода объектов инфраструктуры ВСМ является контроль и мониторинг за расходованием выделяемых финансовых ресурсов, в том числе из федерального бюджета.

Подготовила Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions