+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.12.2020 13:16:33
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Ситуацию на лизинговом рынке нельзя назвать критической

Падение спроса на услуги транспортно-логистических компаний в условиях пандемии усилило негативную тенденцию, начавшуюся с середины прошлого года, в сегменте железнодорожной техники, что привело к сокращению объемов нового бизнеса на 25%, по данным за 9 месяцев 2020 года, сообщает «Эксперт РА». О прогнозах и ожидания лизинговых компаний, а также о своей стратегии в наступающем непростом с экономической точки зрения году рассказал новый генеральный директор группы компаний «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин.
Ситуацию на лизинговом рынке нельзя назвать критической
– Какие прогнозы можно дать по состоянию рынка лизинга подвижного состава на конец года? На 2021 год?

 – Отрицательная динамика объемов нового бизнеса в сегменте лизинга подвижных составов вызвана продолжающейся стагнацией железнодорожного рынка с 2019 года. Вследствие падающих ставок и доходности по вагонам, а также профицита подвижного состава производство новых вагонов за 9 месяцев 2020-го сократилось на 28%. Все эти факторы привели к падению объемов нового бизнеса за первые три квартала 2020 года в сегменте лизинга железнодорожной техники на 25% по сравнению с данными прошлого года (агентство «Эксперт РА»). По итогам года, думаю, падение замедлится. За 2020 год, по нашей предварительной оценке, будет произведено 57 тыс. вагонов и около 45 тыс. в 2021-м. Ситуация должна стабилизироваться лишь к 2023–2024 гг., когда РЖД откроет Восточный полигон и в целом закончится кризисный цикл железнодорожного рынка перевозок.

 – Какие тенденции сейчас отмечаются в спросе на лизинг подвижного состава? Насколько сильное влияние на лизинг оказал профицит парка на сети (как долгосрочная тенденция) и сокращение грузовой базы (как следствие эпидемии)?

 – По наиболее профицитным видам подвижного состава произошло резкое сокращение закупки новых вагонов, что привело к снижению объемов лизинговых сделок. Наибольшим спросом сейчас пользуются специализированные вагоны и инновационный подвижной состав. В то же время продолжаются сделки на вторичном рынке за счет рефинансирования, реализации возвратного лизинга, консолидации и перераспределения вагонов между компаниями-операторами и грузовладельцами.

Профицит и сокращение грузовой базы привели к снижению ставок доходности и аренды в 2020 году почти по всем видам вагонов. Лизинговые компании были вынуждены проводить реструктуризации графиков лизинговых платежей для смягчения негативного эффекта для своих клиентов.

Наблюдая за событиями в железнодорожной отрасли в периоде последних 2–3 лет, мы вовремя определили для себя стратегию снижения доли высокорисковых активов подвижного состава в лизинговом портфеле. По итогам 9 месяцев 2020 года мы снизили на 26 п. п. долю железнодорожного сегмента и стали развивать менее рисковые направления деятельности.

 – В каких нишах есть перспективы для роста объемов нового бизнеса? В каких, напротив, ожидается падение?

 – Наибольший профицит сейчас наблюдается в сегменте полувагонов, спрос на них сильно упал. Несмотря на это, за 9 месяцев 2020 года доля полувагонов занимает 37% от общего объема выпуска по стране. В основном речь идет об инновационных вагонах, конечно. По специализированному подвижному составу большого профицита нет, поэтому платформы и крытые вагоны будут особенно востребованы с учетом списания старого парка. Спрос на фитинговые платформы поддерживает рост объемов внутренних и транзитных контейнерных перевозок, а также продолжение мирового тренда на контейнеризацию логистического рынка.

 – Как складывающаяся на рынке лизинга ситуация повлияет на рынок вагоностроения в 2021–2022 гг.?

 – В этом году лизингодатели, в портфеле которых находятся клиенты из наиболее пострадавших отраслей, столкнулись с ростом проблемных активов, но ситуацию нельзя назвать критической. Кроме того, снижение стоимости кредитного, а следовательно, и лизингового финансирования позитивно влияет на доступность приобретения имущества в лизинг. На объемы вагоностроения в первую очередь влияет сниженный спрос со стороны клиентов из-за текущего профицита вагонов и сокращения грузовой базы преимущественно в перевозках угля, нефтяных грузов, черных металлов. Мы ожидаем, что без особых мер поддержки спрос на новый подвижной состав в ближайшие 2 года будет находиться на уровне 40–45 тыс. вагонов.

– Какие факторы и действия участников рынка/регуляторов могут оказать позитивное влияние на инвестиционный спрос на подвижной состав и его лизинговое финансирование?

 – В рамках существующей инфраструктуры сеть железных дорог чувствует себя комфортно с парком вагонов на уровне 1 млн ед. Сейчас на сети уже почти 1,2 млн вагонов. Даже самые пессимистичные прогнозы по производству вагонов на ближайшие 3–4 года превышают количество парка, подлежащего списанию в этот период, а значит, количество вагонов на сети будет только расти. Для увеличения спроса на новый подвижной состав необходимо развивать инфраструктуру и ускоренно модернизировать Восточный полигон. Благоприятно на росте рынка скажется программа с субсидированием закупки новых вагонов при условии утилизации старых, так называемый вагонный trade-in.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions