+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.08.2021 17:02:44
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Северный морской путь: кому он будет принадлежать, если наступит эпоха глобального потепления

Юрий Чижков, член президиума Арктической общественной академии наук и руководитель Северо-Западного отделения Международной академии транспорта (МАкТ) рассказал РЖД-Партнеру: если лед растает или будет «стоять» менее 6 месяцев в году, то Россия утратит права на особое регулирование плавания в акватории Северного морского пути и возможность предоставлять привилегии или устанавливать какие-либо ограничения любому перевозчику с любым грузом.
Северный морской путь: кому он будет принадлежать, если наступит эпоха глобального потепления
– Юрий Владимирович, если случится глобальное потепление, то как оно повлияет на вечную мерзлоту Арктики?

 – Если вечная мерзлота «поплывет», то последствия будут катастрофическими. Международная группа ученых из Финляндии, Норвегии, России и США пришла к выводу, что из-за глобального потепления и таяния вечной мерзлоты может быть разрушено до 70% инфраструктуры в северных полярных регионах в течение следующих 30 лет. Получается, к 2050 году примерно 3,6 млн человек (около трех четвертей населения), живущих в районах с вечной мерзлотой, пострадают из-за повреждений коммуникаций и зданий.

Инфраструктура самих месторождений тоже будет нарушена – автомобильные и железные дороги, трубопроводы, города и поселки, предприятия, портовые терминалы и комплексы. Возникает вопрос: что и каким образом мы будем добывать и транспортировать в Арктической зоне?

 – Россия сегодня из портов Арктической зоны вывозит, в основном, углеводороды…

 – Говоря о глобальном изменении климата и об освоении Северного морского пути, а также о ледокольном сопровождении, одни и те же явления, процессы и прогнозы разные специалисты трактуют очень различно, в первую очередь в защиту и поддержку своих взглядов, своих интересов и проектов.

– Сторонники освобождения акватории Севморпути ото льда утверждают, что в этом случае не понадобится ледокольное сопровождение.

 – Понятно, строительство ледоколов, особенно новых проектов, – дело очень дорогое. Если стоимость головного ледокола проекта ЛК-60Я «Арктика» изначально была определена в размере около 37,8 млрд руб., то затем цена выросла до 47 млрд руб.

Уже в процессе строительства стали возникать различные проблемы. Выяснились, что реальные трудозатраты оказались больше на 15–20%. На три года увеличился срок строительства, и связанные с этим дополнительные расходы. Позднее возникла необходимость замены одного электродвигателя, выяснились недостатки работы системы смазки. Подчеркну: сама цена контракта не изменилась, однако реальная стоимость работ сильно возросла.

Я в публикациях встречал разные цифры, вплоть до 120 млрд руб. Можно предположить, что реальная сумма затрат на строительство первого ледокола типа ЛК-60Я составила около 80–100 млрд руб. Контрактная стоимость строительства четвертого и пятого ледоколов ЛК-60Я определена в размере 100 млрд руб. Стоимость нового ледокола ЛК-120Я («Лидер») в настоящее время оценивается в 130 млрд руб. Можно не сомневаться, что суммарные затраты на создание нового судна к моменту окончания работ превысят 150 млрд руб.

Уже принято решение о создании группировки новых атомных ледоколов для Арктики в составе пяти ледоколов типа «Арктика» (ЛК-60Я) и трех ледоколов «Лидер» (ЛК-120Я), что подтверждается данными «Атомфлота» о потребности Севморпути в атомных ледоколах нового поколения. Понятно, что при названной стоимости ледоколов нового поколения срок окупаемости строительства всей этой ледокольной группировки будет исчисляться десятилетиями!

 – То есть если глобальное потепление произойдет и Северный морской путь освободится ото льда, то эта группировка ледоколов станет невостребованной?

 – Если это так, то следует признать: руководители крупнейших российских добывающих компаний, а также руководители экономических ведомств не очень верят (мягко говоря) в это скорое глобальное потепление. Или, что еще хуже, принимают необоснованные решения, влекущие огромные финансовые потери.

 – Каким образом глобальное потепление может повлиять на правовое регулирование судоходства в Арктике?

 – Если лед растает или будет «стоять» менее 6 месяцев в году, то Россия утратит права на особое регулирование плавания в акватории Северного морского пути и возможность предоставлять привилегии или устанавливать какие-либо ограничения любому перевозчику с любым грузом на борту. Режим плавания в Арктике будет примерно таким же, как сейчас в Балтийском море.

 – Почему?

– Акватория СМП – это водное пространство, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ, поэтому к ней применимы соответствующие положения Конвенции ООН 1982 года (ст. 2–33, 55–75 и др.). В частности, согласно ст. 33 Конвенции 1982 года, в своей прилежащей зоне РФ может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, миграционных или санитарных законов и правил в пределах своей территории или территориального моря, а также назначать наказания за их нарушение.

С точки зрения правового регулирования плавания судов в акватории СМП особого внимания заслуживает ст. 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции 1982 года, согласно которой прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны. Особо суровые климатические условия в этих районах и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В соответствии с данной нормой в России действует особое регулирование плавания по Северному морскому пути.

 – Так кто выиграет от глобального потепления?

 – Что-то я очень сомневаюсь, что отечественные перевозчики с отечественными грузами на борту смогут выиграть в данном случае в конкурентной борьбе с иностранными компаниями. Какие там отечественные регулярные перевозки и контейнерные линии! Китайцы, корейцы, возможно, японцы будут возить на своих судах свои грузы. Судоходные компании, возможно, будут и европейские, но никак не российские. Что мы получим от такого потепления, кроме убытков?

Именно поэтому по состоянию на сегодняшний день считаю глобальное потепление не благом, а страшным кошмаром для нашего государства.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions