+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.09.2021 13:49:47
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Сдвинуться с места: Дальний Восток и Арктика вошли в поле интересов инвесторов

Осенью прошлого года была утверждена Стратегия развития Арктической зоны России до 2035 года. Кроме того, на фоне меняющихся направлений грузопотока особое значение для страны приобретает Дальний Восток. О том, как идет это развитие и какие проекты в приоритете – журналу Смарт-Партнер Индустрия рассказал первый заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
Сдвинуться с места: Дальний Восток и Арктика вошли в поле интересов инвесторов
– Гаджимагомед Гаджибуттаевич, одна из ключевых задач сегодня – диверсификация экономики Дальнего Востока и Арктики. На какие отрасли промышленности министерство делает упор сегодня? За счет каких проектов и механизмов планируется достигать выполнения задач?

– Создана система преференций для бизнеса, которая позволила запустить более 2600 проектов в различных отраслях объемом 5,8 трлн руб. Уже инвестировано 1,8 трлн руб., введено в эксплуатацию 400 новых предприятий, создано более 65 тыс. новых рабочих мест. Около 70% – это инвестиции в несырьевые предприятия, которые дают диверсификацию экономики, развитие технологий, повышают компетенции работников. Эти предприятия производят продукты широкого профиля – от танкеров арктического класса и рыбоперерабатывающих производств до детских товаров и трикотажа.

В прошлом году принят пакет федеральных законов об уникальных условиях ведения бизнеса в Арктическом регионе. Сегодня в Российской Арктике создана самая большая в мире льготная экономическая зона площадью более 5 млн кв. км.

– Наблюдаете ли Вы изменение характера деловых взаимоотношений со странами АТР в последние годы? Известно, к примеру, что инвесторы из Южной Кореи планируют вложиться в строительство рыбного порта в Приморье.

– К сожалению, пандемия негативно отразилась на экономическом сотрудничестве между нашими странами. В прошлом году объем внешней торговли Дальнего Востока с Республикой Кореей снизился более чем на 23%. Эти показатели не отражают реальные возможности для интенсивного развития торгово-экономического сотрудничества.

Корейские инвесторы по-прежнему заинтересованы в реализации новых проектов. В частности, LH Corporation намерена создать в Приморском крае индустриальный парк с общим объемом инвестиций в инфраструктуру и проекты его резидентов в размере 14,5 млрд руб. Еще 11,8 млрд руб. корейские инвесторы намерены вложить в развитие морского грузового перегрузочного терминала в Приморье, предполагающего строительство инфраструктуры для перевалки рыбной продукции и смешанных грузов общим объемом до 1,2 млн т в год, а также создание холодильных мощностей для хранения рыбной продукции.

– Какие меры предпринимает министерство для развития добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности РФ?

– Инвесторам, реализующим проекты в добывающей и обрабатывающей отраслях, доступен весь пакет дальневосточных преференций, включающий не только налоговые льготы, но и субсидии на строительство инфраструктуры, льготное финансирование институтов развития. Благодаря такому комплексному подходу стало возможным создание на Дальнем Востоке новых промышленных кластеров.

Например, в Нерюнгринском районе Республики Якутии реализуется один из самых амбициозных проектов угольной отрасли страны за последние десятилетия. Таких строек не было со времен Советского Союза. Создается промышленный кластер по добыче и переработке коксующихся углей, включающий ГОК «Инаглинский» с шахтой и двумя фабриками и ГОК «Денисовский» – две шахты, фабрика и участок открытых горных работ.

Сдвинулись с места проекты, которые не реализовывались десятилетиями: разработка Удоканского, Баимского, Малмыжского месторождений. Строятся Находкинский завод минеральных удобрений, газоперерабатывающие заводы в Амурской области. Это организационно, технологически и финансово сложные проекты, которые не состоялись бы без преференциального режима.

Затраты на инфраструктуру компенсируются и арктическим инвесторам. В частности, этот механизм поддержки позволит реализовать шесть новых проектов в сфере добычи полезных ископаемых, портовой инфраструктуре, логистике, аквакультуре. В Мурманской области создаются горно-металлургический комбинат, специализированный глубоководный терминал для перевалки минеральных удобрений и завод для разведения лосося и форели.

– ОАО «РЖД» попросило денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на строительство не вошедших в программу развития Восточного полигона мощностей для вывоза угля из Якутии. По Вашей оценке, какие отрасли и проекты промышленности на Дальнем Востоке нуждаются сегодня в дополнительном финансировании из ФНБ?

– Дальневосточный лесопромышленный комплекс – с учетом вводимого запрета на экспорт необработанной древесины. Это позволило бы сохранить рабочие места в отрасли и форсировать создание новых комплексных производств по переработке всей заготавливаемой древесины. А также крупные инфраструктурные проекты, например проект строительства Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, позволяющий сформировать транспортный каркас столицы Дальнего Востока.

Беседовала Наталья Гусаченко

О применении концессионных механизмов, развитии экспорта этого региона, усовершенствовании проектов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности читайте в полной версии интервью под заголовком «У нас есть все, чтобы стать важнейшим экологическим регионом мира» в № 1 журнала Смарт-Партнер Индустрия.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions