+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.09.2021 10:36:57
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

РЖД являются заложником управленческих решений энергетиков в вопросе электрификации третьего этапа Восточного полигона

Министерство энергетики РФ выступает против электрификации третьего этапа модернизации Восточного полигона. При этом в долгосрочной перспективе РЖД ориентируются на углеродную нейтральность. Не противоречат ли эти планы друг другу с учетом целей по снижению выброса СО2? И не затянет ли корректировка второго этапа БАМа и Транссиба запланированные сроки модернизации? Эти вопросы мы задали заместителю директора центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрию Агафонову.
РЖД являются заложником управленческих решений энергетиков в вопросе электрификации третьего этапа Восточного полигона
– Дмитрий, по Вашему мнению, насколько корректировка схемы мероприятий в рамках уже реализующегося сегодня второго этапа (2021–2024 гг.) может осложнить или затянуть реализацию проекта?

– Энергоснабжение новых транспортных мощностей Восточного полигона на сегодняшний момент является актуальным вопросом. Перемещение грузов по железнодорожной инфраструктуре за счет применения подвижного состава на электрической тяге является более экономичным и экологичным способом в сравнении с тепловозной тягой. Рост пропускной и провозной способности Восточного полигона основывается на электрификации железнодорожной инфраструктуры. На втором и третьем этапах расширения Восточного полигона планируется ввод новых генерирующих мощностей на тепловых электростанциях Дальнего Востока (Приморская ГРЭС, Нерюнгринская ГРЭС, ТЭС «Пеледуй»). В задачи электросетевого комплекса входит строительство к 2030 году порядка 4,5 тыс. км новых сетей.

В данном случае обсуждаемые корректировки касаются предприятий электроэнергетической отрасли. Минэнерго России планирует пересмотр работ по вводу дополнительной генерации в Приморском и Хабаровском краях в рамках второго этапа строительства. В рамках третьего этапа модернизации Восточного полигона для электроэнергетики источники и объемы финансирования остаются открытым вопросом, в том числе за счет средств ФНБ (в отличие от предприятий железнодорожного транспорта).

И в данном случае ОАО «РЖД» является заложником управленческих решений энергетиков. Любая корректировка инвестиционного проекта, особенно федерального значения, является трудоемким процессом, требующим согласования планируемых изменений в различных профильных ведомствах (Минэнерго России, Минтранс России, ФАС России). Отсюда существуют риски очередного пересмотра и переноса сроков окончательного ввода новой железнодорожной инфраструктуры на полигоне Сибири и Дальнего Востока, что, конечно, является негативным моментом для перспектив наращивания экспорта в странах Азиатского региона. Насколько затянется? Вопрос дискуссионный. Пока официальных сроков окончания работ до 2030 года на правительственном уровне никто не пересматривал.

– Согласно планам РЖД, третий этап расширения БАМа и Транссиба сейчас не предусматривает электрификации. Не видите ли Вы здесь противоречия, учитывая цели по снижению углеродного следа?

– В настоящее время противоречия существуют между Минэнерго России и ОАО «РЖД», особенно по вопросам определения объемов ввода дополнительных источников энергии и объектов электросетевого комплекса на Дальнем Востоке. По мнению Минэнерго России, со стороны РЖД спрос на электрическую мощность завышен, а параметры тепловых электростанций не до конца проработаны (топливная составляющая, инфраструктура, сети для выдачи мощности).

Согласование таких критериев на данном уровне является критически важным для всех участников модернизации Восточного полигона. И в данном случае при согласовании конкретных цифр планы ОАО «РЖД» по электрификации в рамках третьего этапа, возможно, будут пересмотрены.

– Может ли, на Ваш взгляд, отсутствие электрификации в рамках третьего этапа привести к ухудшению углеродного следа российской энергетики в целом?

– Электрификация железнодорожной инфраструктуры на базе использования современного оборудования и технологий по умолчанию предполагает сокращение выбросов СО2. Представители крупного и среднего бизнеса европейских стран, которые потенциально могут стать клиентами ОАО «РЖД», уделяют особое внимание экологической повестке и принципам устойчивого развития (концепция ESG).

Уже сегодня ведущие мировые инвестиционные фонды пересматривают собственные планы по инвестированию в инвестиционные проекты, которые не соответствуют стандартам и принципам зеленой экономики. Ярким примером является отказ инвестиционного фонда PIMCO от вложений в выпущенные ОАО «РЖД» облигации на 25 млрд руб. В конце прошлого года транспортный холдинг разместил данный вид ценных бумаг за рубежом, но PIMCO известил РЖД о невозможности выкупить бонды, где причиной отказа являлась структура грузооборота (50% грузооборота – это «карбоновый» груз, в том числе около 45% – продукция угольной промышленности).

Безусловно, структура грузооборота и структура энергопотребления инфраструктуры железнодорожного транспорта являются различными показателями для оценки негативных последствий для экологии. Но, тем не менее, строительство угольной генерации для хозяйственных нужд Восточного полигона в обозримом будущем несет в себе риски для грузоотправителей через призму подсчета углеродного следа их продукции.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions