• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.05 0 EUR ЦБ РФ 64.44 0
    BTC 28738.07 usd BTC 1632322.38 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.05.2021 16:40:48
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Развитие тяжеловесного движения требует особого внимания к пути

В апреле Ространснадзор завершил расследования произошедших в начале года в Дальневосточном федеральном округе серьезных транспортных происшествий со сходом вагонов. Рассказывает начальник Дальневосточного территориального управления Госжелдорнадзора Павел Демин.
Развитие тяжеловесного движения требует особого внимания к пути
- Что послужило причиной происшествий, произошедших практически за один месяц?

- Действительно, 6 февраля 2021 года на станции Нанагры (ЗабЖД) допущено крушение 17 вагонов грузового поезда. 17 числа того же месяца на Забайкальской происходит похожее происшествие, на перегоне Джиктанда – Ангарич сошли 25 вагонов с углем. 5 марта уже на ДВЖД, на участке Форель – Дальневосточный, допущен сход 18 цистерн с нефтепродуктами. 8 марта на перегоне Чичатка – Жанна (ЗабЖД) сошли 19 вагонов. Все эти случаи, обернувшиеся серьезными сбоями в движении поездов, так же классифицированы как крушение. Большие силы были направлены на подъем подвижного состава, восстановление инфраструктуры. Кроме того, ликвидация последствий крушения на Дальневосточной магистрали дополнительно потребовала работ по устранению утечки нефтепродуктов.

В ходе расследования установлено, что причиной в большинстве случаев стало нарушение Правил технической эксплуатации железных дорог, в первую очередь из-за ненадлежащего содержания пути. Вследствие востребованности перевозок в адрес тихоокеанских портов растет грузонапряженность, при этом не обеспечивается должный контроль за состоянием инфраструктуры, своевременное реагирование, принятие мер по ремонту, замене элементов верхнего строения пути. В качестве примера можно привести крушение на перегоне Форель – Дальневосточный, конкретно на 102 км линии Волочаевка-2 – Комсомольск, связывающей Транссиб с БАМом. Путь с деревянными шпалами здесь лежит в кривой малого радиуса. На участке, где был допущен сход, отсутствовало необходимое количество костылей, в результате чего не обеспечивалась устойчивость пути, произошел сдвиг рельсошпальной решетки. Как итог - колеса цистерн в середине состава проваливаются внутрь колеи, буквально кладя на бок левую рельсовую нить, разрушая ее на фрагменты.

- Железная дорога согласилась с этими выводами?

- Нет, железнодорожники считали, что изначально проблема возникла в техническом состоянии одной из цистерн, а именно в неисправности узла пятника-подпятника, через который рама кузова вагона опирается на поперечную балку тележки. Это подвижное соединение, позволяющее колесным парам свободно вписываться в план и профиль пути. По какой-то причине пятник заклинило, тележку не развернуло должным образом при вхождении в кривую. По этой версии колесо перескочило через левый рельс, то есть сдвиг решетки – уже следствие. Такие случаи действительно происходили в кривых малого радиуса, но с порожними вагонами. Здесь же была груженая цистерна - 70 т веса, она не могла под давлением такой массы прыгать. Сам вагон до того нормально прошел 120 тыс. км при нормативном межремонтном пробеге 160 тыс. Почему же происшествие случилось именно на этом пикете? Одним словом, доводы представителей ДВЖД не нашли своего подтверждения.

- На БАМе еще много участков пути с деревянными шпалами, в то же время растет поездопоток, весовые нормы поездов. Несет ли это дополнительные риски?

- Возможно, если бы путь на перегоне Форель – Дальневосточный был на железобетонном основании, обошлось бы без таких последствий. Хотя на Литовковской дистанции пути, где расположен данный участок, усиливали кривые клеммно-болтовыми скреплениями КД (их применяют для скреплений рельсов с деревянными шпалами – ред.), но в том месте, где произошло крушение, усиленных накладок не оказалось, к тому же, как я сказал, по одному костылю на скреплениях не хватало. Похожие проблемы возникают и на других дистанциях пути.

- Какие еще факторы вызывают беспокойство в путевом хозяйстве?

- К сожалению, сегодня не всегда поступают качественные рельсы по своим прочностным характеристикам, гарантийному сроку службы. Это показало разбирательство происшествия на станции Нанагры (ЗабЖД). Причиной инцидента послужило нарушение заводом-изготовителем АО «ЕВРАЗ Западно-Сибирский металлургический комбинат» (ЗСМК; г. Новокузнецк) требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» в части не обеспечения безотказной работы рельса в период гарантийных обязательств. По результатам расследования в отношении ЗСМК была проведена внеплановая проверка (подобный случай произошел в начале этого года на Красноярской дороге), в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований законодательства РФ в области железнодорожного транспорта. В то же время возникли вопросы к железнодорожникам. Условия эксплуатации, согласно договору, были нарушены эксплуатирующей организацией: вместо прямого участка рельсы уложили в кривую. Сейчас идет спор хозяйствующих субъектов, Забайкальская магистраль и ЗСМК ведут соответствующую претензионную работу.
Беседовал Павел Усов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions