+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.05.2021 12:11:45
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Перевозка нефти в карантинный год

Валерия Минчичова, к. э. н, доцент, заместитель директора Института финансовой грамотности Финансового университета при правительстве РФ, рассказала РЖД-Партнеру о ситуации на рынке транспортировке нефти. Выяснилось, что в 2020 году грузоотправителей интересовала не столько возможность быстрой доставки нефти и нефтепродуктов, сколько возможность использования существующей сети для хранения ресурсов
Перевозка нефти в карантинный год
– Насколько остро стоит перед рынком вопрос о транспортировке нефти? И как в России в настоящий момент решен этот вопрос?

– Нефть после заключения спотовых контрактов поставляется с небольшим временным лагом. Однако перемещение товара должно произойти иногда на тысячи километров, например, из Российской Арктики в китайские тихоокеанские мегаполисы. Транспортировка нефти осуществляется четырьмя способами: железнодорожным, водным, автомобильным и трубопроводным. Выбор способа транспортировки (как и цена транспортировки) зависит от ряда факторов – это, например, возможность регулярности поставок; обращают внимание на себестоимость перемещения груза, а также на доступность к месторождению/перерабатывающему заводу; влияет сезонность работы вида транспорта, разные виды транспорта могут перемещать разные объемы и на разные расстояния, участники рынка обращают внимание и на мобильность изменения объемов поставок.

Трубопроводный и железнодорожный транспорт значительно выигрывает перед автомобильным и водным. Автомобильная транспортировка обычно используется для транспортировки нефтепродуктов на небольшие расстояния: ее мобильность и возможность перемещения небольших объемов грузов перекрывается значительным ростом себестоимости при увеличении расстояния. Водный же транспорт сезонный и ограничен доступом к месторождениям, хоть и значительно выигрывает в цене. Морские танкеры более мобильны, но они могут заходить не во все порты, а доставка до танкеров от месторождений и нефтеперерабатывающих заводов также должна осуществиться.

– Как рынок реагирует на конкуренцию за нефть между железнодорожной сетью и трубопроводом?

– Как и при любой конкуренции, производители и покупатели выигрывают, так как стоимость перевозок снижается.

– Вы сказали о преимуществе трубопровода и железнодорожной сети перед автомобильным и водным транспортом, но трубопровод и железнодорожная сеть конкурируют друг с другом за эту номенклатуру?

– Сегодня около 90% добываемой в России нефти транспортируется по трубопроводам. Прежде всего такая величина объясняется первичными поставками по трубопроводам до других транспортных хабов. Также встречаются смешанные транспортировки. Удобство сочетания трубопроводного и железнодорожного транспорта подтверждается тем фактом, что более 80% перевозок сырой нефти в России – это именно сочетание этих двух видов транспорта. В 2020 году из-за пандемического кризиса и катастрофического краткосрочного снижения спроса на нефть и нефтепродукты произошло затоваривание рынка. Система нефтехранения не рассчитана на большие объемы запасов. По данным ПАО «Транснефть», объемы хранилищ России составляют 80 млн баррелей – это всего 11 млн т. Объем добычи нефти в 2019 году составил 560 млн т. Это значит, что при гипотетической ситуации заполнения с нуля и равномерной добыче в течение года хранилища заполнятся под завязку всего за 7 дней. Именно поэтому железнодорожные составы использовались как временные хранилища нефти и нефтепродуктов.

 – Какие преимущества и недостатки рынок видит у трубопровода для транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов, а какие у железнодорожной сети?

 – Жирный плюс трубопроводов – это низкие операционные издержки и возможность перекачки огромных объемов, трубопровод относительно не зависит от климатических условий, имеет долгий срок службы и может использоваться и для перевозки (перекачки) сырой нефти и нефтепродуктов. Минусов у него тоже достаточно – мало того, что значительные затраты уходят на строительство трубопровода, так еще и у эксплуатантов не решен вопрос контроля и мониторинга за безопасностью и утечками, а также есть сложность остановки перекачки. К недостаткам относят мононаправленность трубопровода и ограниченность маршрутов поставок. И если сравнивать трубопровод с железнодорожной сетей, то у трубы нет инфраструктуры, схожей с железнодорожной, и в трубе невозможно хранить нефть и нефтепродукты (в отличие от железнодорожного состава)

Железная дорога – это не только развитая инфраструктура железнодорожной сети, но и мобильность формирования состава, а также гибкость объема перевозки. Себестоимость перевозки обратно пропорциональна количеству цистерн в составе; у грузоотправителей есть возможность использовать железнодорожную сеть для поставки разных видов грузов.

К минусам железнодорожного транспорта относят большие капитальные вложения при строительстве и реконструкции сетей и высокие эксплуатационные расходы.

Статистика рынка такова: в допандемийном 2019 году 18,1% объема погрузки железнодорожного транспорта на внутристрановом сообщении пришлось на нефть и нефтепродукты, на экспортном – 20,3%. В 2019-м по трубопроводам доля нефти при транспортировке составила 49,1%, нефтепродуктов – 3,6%. Из них 48% нефти и нефтепродуктов поставлены на экспорт. Таким образом, трубопроводы в значительно большей степени, нежели железнодорожный транспорт, зависят от заказов на транспортировку нефти. Трубопроводным транспортом перевозится в 2 раза больше нефти и нефтепродуктов, чем железнодорожным. Причем в транспортировке наблюдается «разделение труда», то есть чаще всего применяются комбинированные перевозки двумя видами транспорта. Железнодорожная сеть в основном не дублирует трубопроводную. Протяженность нефтепроводов в России составляет 53 400 км, нефтепродуктопроводов – 17 100 км. Протяженность железных дорог России составляет 85 500 км.

 – Лет через пять, на Ваш взгляд, как изменится расклад на рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов? Кто победит – труба или железная дорога?

 – Для российских реалий невозможно исключить никакой из видов транспорта из системы транспортировки энергоресурсов и нефти в частности. С учетом масштаба страны и диверсификации покупателей российской нефти как внутри страны, так и за рубежом продавцам нефти следует пользоваться услугами всех поставщиков транспортных услуг. Комбинирование железнодорожного и трубопроводного транспорта доказало свою эффективность.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions