+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.03.2021 09:53:18
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Каких навыков не хватает топ-менеджменту транспортных компаний?

Волатильность рынка и зачастившие черные лебеди в последние годы привели к тому, что транспортный рынок начал переосмыслять критерии эффективности работы руководящего звена. Собственник компании UP business Алексей Галицкий поделился небольшим топ-чартом на тему того, какой квалификации и каких знаний не хватает топ-менеджменту транспортных компаний для эффективной работы.
Каких навыков не хватает топ-менеджменту транспортных компаний?
– Алексей, чего больше всего не хватает руководителям в современных бизнес-условиях?

– Навыка управления удаленными сотрудниками. Это стало особенно заметно в 2020 году, когда многие компании пришли к тому, что продолжать работу получится, только переведя сотрудников на удаленку.

Мы работаем с удаленными сотрудниками уже 7 лет. Даже руководители, в том числе руководитель call-центра, например, трудятся удаленно., как собственник, не видел его очно ни разу в жизни. При этом ключевые сотрудники в команде работают годами. Но подобного опыта у российских компаний мало. То есть наличие такого опыта у топ-менеджмента – огромное преимущество и скорее исключение, чем правило на рынке труда.

– А зачем это необходимо, допустим, после пандемии?

– Во-первых, больше выбор специалистов. Этот навык помогает закрывать узкие задачи квалифицированными сотрудниками. Например, нам нужен специалист, которого трудно найти в городе, где находится офис компании, а он еще и стоит примерно как вертолет в лизинг. Имея опыт управления подобными удаленными сотрудниками, руководитель получает доступ не только к локальному рынку, но и к рынку сотрудников по всей стране. И часто это позволяет сбить ценник, порой кратно.

Во-вторых, нельзя забывать про экономию. В первую очередь, как я уже упомянул, сэкономить можно на фонде оплаты труда. Кроме того, сокращаются затраты на аренду площадей для работы и технику.

– Как с этим работать?

– Я бы сказал, что этому стоит учиться только на практике. Теоретические знания о менеджменте похожи на изучение секса по методичке – в теории вы можете что-то знать, но на практике это не будет стоить ничего. Поэтому можно перевести какой-то департамент на удаленку целиком либо взять их изначально удаленно. У обоих вариантов есть своя воронка, своя текучка, свои проблемы и особенности, между ними я бы не ставил знак равенства. На этих сотрудниках человек получит необходимый опыт, выстроит систему отчетности и менеджмента и в дальнейшем сможет масштабировать команду.

– Что ж, думаю, разговор об удаленке был предсказуем. А на что еще следует обратить внимание?

– Как мне кажется, менеджерам необходимо развивать навыки формирования оргструктуры. Для меня этот пробел стал заметен, когда большинство компаний, с которыми мы работаем, выросли до миллиардных оборотов. Сотрудники не понимают конечного продукта, за который отвечают по должности, ими трудно управлять, они начинают брать на себя ненужную на этой должности ответственность и в итоге выполнять лишние действия.

Сама задача достаточно логична: есть оргструктура, есть функционал, который нужно выполнять, и есть понимание, что с этим функционалом человек работает по 14 ч и явно не тянет. Значит, нужен отдельный человек, который заберет на себя часть функционала вот с таким конечным продуктом, и нехватку этого сотрудника я позволю себе назвать дыркой в оргструктуре. Неумение же составить стратегическую задачу по закрытию дырок порождает сложности.

– К чему приводит отсутствие этого навыка?

– Появляются сотрудники с неясным функционалом. Я называю таких сотрудников «девочка-UniSender» –на примере одной достаточно крупной компании, которая приняла на работу сотрудника для ручной рассылки электронных писем клиентам. Если бы топ-менеджер посоветовался с маркетологом на тему того, кто нужен, на какую позицию, на какие задачи и что является конечным продуктом, они бы поняли, что имеющийся e-mail-маркетолог умеет эту структуру закрывать и компании точно не нужен в один из подотделов человек, который будет стоить более полумиллиона рублей в год.

Однако опасна и перегрузка функционалом. С одной стороны, выглядит здорово, когда сотрудники работают не покладая рук по 14–15 ч в день, утро в компании начинают, а вечер заканчивают. Собственники так работают годами, и я в том числе, это мой личный выбор. Но когда мы говорим о наемных работниках, то в режиме нон-стоп по 14 ч в день сотрудник проработает полгода-год, а дальше с высокой вероятностью перегорит, и его придется менять.

– Звучит удручающе. А как с этим работать?

– Целенаправленно прописать оргструктуру и конечный продукт. Для этого можно привлечь профессиональных консультантов или генерального директора либо HR-директора, которые участвовали в формировании организационной структуры внутри другой компании и получили положительный эффект. Мы практикуем второй вариант, а самих практиков-экспертов с рынка труда для себя называем «экспертный совет». То есть выбираем нишевых топов, звоним и задаем вопрос, делают ли они интересующую нас задачу. Если да, предлагаем организовать встречу и говорим, что хотели бы посоветоваться. Первоначальная встреча понравилась – договариваемся об условиях, на которых этот эксперт сможет в рамках подряда помогать нам с решением регулярных задач по оргструктуре.

А чтобы проверить свои навыки, спросите себя: какой ценный конечный продукт был у вашего аналитика или логиста? Какие роли из организационной структуры были учтены в ERP-системе или системе проектного менеджмента?

– В последнее время также часто всплывает вопрос автоматизации бизнес-процессов…

– Да. Сейчас говорят: «Все, что можно засунуть в систему, нужно засунуть в систему». Однако топ-менеджмент редко умеет использовать low-code или no-code системы проектного менеджмента. Например, ERP-системы типа Pyrus, Elma или условно 1С-ERP.

Даже в очень крупных компаниях не всегда внедрен электронный документооборот бухгалтерии. Я бы прибегал к остракизму тех главбухов, которые не внедрили ЭДО в течение 1–3 недель работы в должности. Как вообще может существовать крупный или средний бизнес, где процессы в компании выглядят не как этапы, прописанные в рамках бизнес-процессов и зашитые в ERP-систему или систему проектного менеджмента, а как должностная инструкция в формате Word? Сейчас 2021 год, инструментов много. SAP появился очень давно. Да, это дорого, тяжело и ни разу не no-code система, но с тех пор уже появились no-code либо low-code системы проектного менеджмента, системы автоматизации бизнес-процессов. Не пользоваться ими даже не глупость, а путь в одну сторону: рано или поздно вас обойдут конкуренты, которые только за счет оптимизации бизнес-процессов получат кратно более высокую эффективность на одного сотрудника.

– А чем еще это грозит внутри компании?

– Растет количество типовых ошибок. Мы, например, до внедрения Pyrus уперлись примерно в 25 проектов одновременно: начали вести и не смогли, потому что количество ошибок по проектам начало расти нелинейно. Внедрив систему, мы можем тянуть кратно большее количество проектов с намного меньшим количеством ошибок.

Кроме того, компания сталкивается с колоссальной нагрузкой по перекладыванию бумаг. В японском языке есть слово «муда», которое означает бесполезную работу, и эта «муда» сильно растет. Система электронного или внутреннего документооборота либо внутренняя система проектного менеджмента сильно экономит время и ресурсы: директор едет в машине домой, ему прилетает задача, он в 2 клика отправляет ее дальше в работу. В противном случае это выглядит как еще одна бумага, которая на столе может потеряться и никуда не попасть.

– На что стоит обратить внимание в первую очередь, чтобы оптимизировать такие вещи?

– Если берете нового человека – брать только того, кто это уже внедрял. Если не хотите менять топа или руководителя, то единственный нормальный способ, если вы собственник, – продавать идею автоматизации с утра до вечера. Поставить стратегическую цель – максимальную автоматизацию всех возможных повторяющихся бизнес-процессов.

Но вообще надо развивать в себе навык подбора сильнейших сотрудников.

– Давайте раскроем этот пункт.

– С каждым годом в моей ментальной карте добавляются новые подтверждения того, что ключевая компетенция руководителя – собрать команду, сильную на всех уровнях. Единицы компаний научились формировать поток соискателей такого масштаба и такого качества, чтобы отбирать из них сильных людей. Но этот навык кардинально влияет на качество сотрудников и на результат.

Чтобы работать с такими воронками, нужно уметь проводить групповые собеседования. Даже топ-менеджеров мы набираем через очень масштабные воронки – в среднем 500+ соискателей по каждой.

Вы не можете найти нового сотрудника взамен слабого старого – это означает дырки в оргструктуре и затягивание внедрения сотрудников на квартал или два. В итоге сильно буксует рост. Кроме того, вы переплачиваете сотрудникам за низкую эффективность. Еще одно побочное действие – люди, которые в одной команде со слабыми, могут начать работать хуже.

– И как с этим работать?

– Брать топ-менеджеров с опытом проведения групповых собеседований, если решились брать нового. Если обучать, то через работу с кем-то, кто это умеет делать, заказать услугу со стороны и посмотреть хотя бы несколько раз. Выстроить HR-систему внутри вашего бизнеса непросто, но можно. Вспомните, кого из вашей ключевой команды подбирали лично вы? Какая была система отбора? Почему вы решили, что набранные вами сотрудники – сильные?

Однако, как бы ни грустно было это признавать, не всегда дело только в команде. Нельзя забывать и о собственной прокачке. Я могу сказать, что опыт проектного менеджмента дает фантастическую закалку в бесконечном стрессе развития компании. Как говорил Ицхак Адизес, постоянными будут только изменения и рассчитывать, что все будет стабильно, для топ-менеджера наивно.

– Каких именно навыков проектного менеджмента не хватает руководителям?

– На мой взгляд, знаний Scrum, Kanban, базовых принципов Agile-манифеста, умений планировать спринты в команде, проводить Scrum-собрания, которые держат всех в курсе состояния проектов. Кроме того, необходим опыт личного написания и ведения ключевых документов по проектам (устав, план проекта, планирование рисков и бюджета).

Самый важный навык – хардкорный опыт работы с системой постановки задач и контроля исполнения. Неважно, тикетная это система или другая (даже простейшая Kanban-доска вроде Asana, Trello, Jira), важно умение работать с ней, нарезать десятки задач исполнителям каждый день. Иначе – слабый контроль выполнения задач, сорванные сроки, «кривой» результат.

Причем, чтобы получить навык проектного менеджмента, недостаточно пройти курс – нужна практика. Нужно завершить несколько сложных проектов со сроками, которые сорвали подрядчики, с большими командами участников, поэтому такого человека проще взять со стороны, чем научить.

И наконец, хочу отметить еще навык презентации.

– Сделал и не рассказал – все равно что не сделал?

– В точку. Очевидность проблематики умения презентовать свою работу приходит с насмотренностью. Если вы делаете работу для десятерых внешних заказчиков (которые статистически более требовательны, чем внутренние), то 3–5 из них сдерут с вас три шкуры за выполнение или невыполнение работ.

Помимо хардкорного менеджмента проектов, единственно правильно в работе с требовательными заказчиками использовать Agile-манифест и добавлять визуальное сопровождение – краткие отчеты о проделанной работе с метриками. Более продвинутые ребята освоили дашборды – визуально оформленные KPI, которые можно смотреть на одном экране и обращать внимание только на те показатели, которые ведут себя ненормально.

Собственно, перечисленные пять навыков я и считаю остро необходимыми для развития в среде корпоративного топ-менеджмента, в том числе в транспортной сфере.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions