+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2020 14:03:40
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

GTP-концепция будет реализована на российском рынке, но не скоро

Складская логистика может быть реализована в русле двух принципиально отличающихся систем комплектации заказов – «человек к товару» и «товар к человеку» (goods-to-person, или GTP). О том, с какими барьерами на российском рынке встречается последняя из них, рассказал консультант-эксперт ГК «КОРУС Консалтинг» Иван Смирнов.
GTP-концепция будет реализована на российском рынке, но не скоро
– Иван, объясните, почему при всех кажущихся плюсах концепция GTP слабо развивается в России?

 – Первый и основной барьер для ее внедрения – это высокая стоимость. Кредитные деньги в России ощутимо дороже, чем в Европе, крупные инвестиции тяжелее привлечь, а возврат этих инвестиций занимает много времени. Из-за этого работать по старинке зачастую выгоднее и менее рискованно, чем вставать на путь модернизации.

Во-вторых, российский рынок в реальном секторе экономики имеет невысокую конкуренцию, и компаниям не приходится сражаться за каждый процентный пункт маржинальности. Только в некоторых отраслях – в частности, в ритейле и e-commerce – конкуренция достигла такого уровня, когда необходимо быстро внедрять новые технологии, и сейчас мы видим от них запрос на изменения.

В-третьих, российский подход к бизнесу по-прежнему консервативен. Есть огромный барьер предубеждений, что роботизация – это долго, дорого и больно. Из-за этого бизнес идет по проторенной дорожке найма низкоквалифицированных кадров, игнорируя опыт западных коллег.

 – А какие объективные преимущества и какие недостатки есть у концепции GTP?

 – У концепции есть явные преимущества: повышается качество услуг за счет снижения количества ошибок, уменьшаются постоянные расходы. Логистика в целом становится независима от сбоев отдельных компонентов системы, а также гибче и производительнее за счет оптимизации.

К недостаткам можно отнести необходимость объемных, хотя и разовых инвестиций на внедрение. Также среди ограничений – фиксированное количество рабочих станций, невозможность приспособить некоторые GTP-системы под быстроизменяющиеся требования, медленная дорогостоящая адаптация или ее невозможность в принципе.

 – К каким долгосрочным эффектам ведет внедрение таких технологий на предприятии?

 – Один из таких эффектов – возможность минимизировать влияние человеческого фактора, о котором в период пандемии рынок стал задумываться гораздо чаще. Другой эффект – гибкость и масштабируемость, которая способна поддержать быстрый рост бизнеса. Гибкость позволяет подстраиваться под изменяющиеся условия и бизнес-процессы, а масштабируемость – в кратчайшие сроки увеличивать производительные мощности без найма дополнительного персонала. Также стоит отметить повышение уровня сервиса и качества выполнения работы, что влияет на лояльность клиентов бренда. И, наверное, самый важный эффект – уменьшение стоимости логистики в структуре себестоимости товара, что делает бизнес более прибыльным и эффективным.

Получается, от внедрения этой концепции выигрывают все: и сам бизнес, и клиенты.

 – Какие можно выделить драйверы развития систем GTP?

 – Несмотря на множество барьеров, концепция GTP рано или поздно придет на российский рынок. В какой-то степени пандемия выступила катализатором этого процесса: стало понятно, что постоянно растущая стоимость человеческих ресурсов тормозит развитие бизнеса. Здесь речь не только про заработную плату, социальную нагрузку, рекрутинг и обучение, но и про сопутствующие расходы на питание персонала, униформу и пр. К тому же специалистов на рынке стало меньше, что повлияло на рост их стоимости. Бизнесу необходимо оптимизировать эти статьи расходов без потери производительности, а для этого нужно полностью менять подход.

Также растут требования к уровню оказываемого сервиса: если пару лет назад покупатели спокойно могли ждать доставки из магазина несколько дней, то сейчас ситуация кардинально изменилась, и доставка нужна день в день. Для достижения этого необходимо полностью менять процессы и подход к логистике в целом. Многие компании поняли это и уже сейчас смотрят в сторону инноваций.

В некоторых отраслях экономики модернизировать логистику вынуждает ожесточенная конкурентная борьба и прессинг со стороны маркетплейсов.

Важно понимать, что эти процессы – не наш особенный путь, его прошли большинство развитых стран, где сейчас роботизация стала чем-то привычным. Нам необходимо это учитывать и перенимать успешный опыт западных игроков.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions