+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2019 09:44:17
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Главный вопрос в выведении грузового движения из центра Санкт-Петербургского транспортного узла – как именно построить обходы

На Транспортной неделе – 2019, прошедшей в Москве, был представлен план разрабатываемой концепции развития транспортной схемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В частности, для создания комфортного пассажирского движения предложено вынести транзитное грузовое движение из центральной части Санкт-Петербургского транспортного узла. О том, как и когда озвученные идеи могут быть претворены в жизнь, РЖД-Партнер поговорил с Петром Атаевым, директором по развитию проектной организации ООО «Дорнадзор», которая специализируется на транспортной инфраструктуре.
Главный вопрос в выведении грузового движения из центра Санкт-Петербургского транспортного узла – как именно построить обходы
 Петр Геннадьевич, как сейчас в целом развивается Санкт-Петербургский транспортный узел?

– Здесь действует Большой порт Санкт-Петербург, в Ленинградской области еще несколько крупных портовых терминалов, рядом граница с Финляндией. В силу этого положения, ОАО «РЖД» выгодно развивать именно грузовое движение, главным образом экспорт сырья.

Все, что связано с развитием пассажирского транспорта, до сих пор ведется по остаточному принципу за исключением сообщения с Москвой «Сапсанами». Пассажиропоток на поездах дальнего следования в последние годы стабильно сокращается, отчасти он перешел на авиасообщение. В пригородных перевозках также стагнация.

 Насколько необходимо это решение – вынести транзитное грузовое движение из центральной части Санкт-Петербургского транспортного узла?

– Организации внутригородских пассажирских перевозок давно назрела, метрополитен не поспевает за развитием агломерации, поэтому необходима дополнительная система скоростного внеуличного транспорта. Преимущества очевидны: сокращение нагрузки на улично-дорожную сеть, сокращение выхлопов, повышение скоростей.

Пропускная способность железнодорожных путей ограничена и именно вынос грузового транзита даст возможность реализовать внутригородское движение. Кроме того, лимитирующий фактор – это переезды, которых в узле несколько десятков.

Сама идея активизировать внутригородские перевозки совершенно не нова. Например, в 2017 году Группа ЛСР (бывший министр транспорта РФ Максим Соколов, а сейчас вице-губернатор, отвечающий за вопросы транспортной инфраструктуры, инвестиционной политики и туризма, является членом правления, первым заместителем генерального директора. – Прим. авт.) представляла концепцию так называемого открытого метро.

Нынешнее оживление – это, прежде всего, имиджевый ход и для ОАО «РЖД», и для городских властей. В Москве действительно произошли значительные преобразования в этом направлении. Естественно, этот успех невозможен без того бюджета, которыми располагает столица. Соответственно, и в Петербурге задумались о достижимости такого результата.

– Заместитель генерального директора – начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов ОАО «РЖД» Олег Тони, озвучивая концепцию, говорил о переносе грузового движения с определенных участков на Северо-Восточный обход и Юго-Западный. Как это возможно реализовать?

– К предложенным обходам у меня противоречивое отношение. Любое строительство должно быть серьезно обоснованно.

Южный обход частично уже существует на участке Мга – Гатчина. Предлагается продлить его до порта Бронка. 4 года назад уже был выполнен такой проект, но в целях экономии от него отказались и решили пустить груз через жилые зоны: Стрельну, Петергоф, Ломоносов. То есть составы с углем шли бы через исторический вокзал в Петергофе!

Поэтому этот обход, наверно, необходим – он решит и вопрос вывода грузового движения из города, и возможность активации пассажирского сообщения.

– А Северо-Восточный обход?

– В генеральной схеме развития Санкт-Петербургского железнодорожного узла, разработанной институтом «Ленгипротранс», этот обход предлагался гораздо менее протяженным. В новой концепции он идет аж до Орехово! Возникает вопрос: насколько рационально, подчеркиваю, на курортном и рекреационном направлении строить такую дорогу? Ведь это крупная стройка, большая нагрузка на окружающую среду. Надо искать другой вариант прохождения, который сократил бы этот обход в несколько раз, заодно стоит поднять вопрос о закономерности существования Ржевского полигона в нынешних границах.

– Специфика Петербурга – это невозможность сделать движение кольцевым, поэтому рассматриваются два полукольца. По какому маршруту они проходят?

– Существует Северное полукольцо – оно проходит примерно от Парголово на Выборгском направлении, мимо Парнаса, вдоль Суздальского проспекта, в районе Мурино стыкуется с Приозерским направлением и следует на юг мимо Ладожского вокзала и далее в сторону порта, пересекая Неву, Московское, Витебское и Балтийское направления. На Северном полукольце замыкаются любые концепции внутригородских перевозок, потому что оно связывает все городские направления.

Южное полукольцо – это соединение от Балтийского направления до Московского в районе Шушар, сейчас используется как грузовая связка между тремя направлениями, его использование для пассажирских перевозок менее очевидно.

– Кто должен финансировать реализацию концепции?

– Насколько я понимаю, большую часть средств собираются вложить РЖД. В Москве финансирование осуществлялось из различных источников, в том числе из городского бюджета. В Санкт-Петербург есть проблемы даже с финансированием метро, поэтом сомневаюсь, что значительные ресурсы вложит именно город. Прогнозирую, что будет прорабатываться вариант ГЧП.

– План концепции рассчитан до 2030 года. Насколько реально реализовать все в рамках этих сроков?

– Запустить несколько пар электропоездов из Белоострова в Ораниенбаум можно хоть в следующем году, главная сложность состоит строительстве новых участков и ТПУ. В представленных маршрутах только один участок пути несуществующий – к аэропорту. Учитывая, что аэроэкспресс в Пулково обсуждается тоже не один десяток лет, предложенный вариант построить подъезд сразу с двух сторон выглядит анекдотично.

Наибольшие затраты будут на строительстве обходов города и выводе грузового движения. Кроме того, понадобятся новые депо, подвижной состав, будут затраты на эксплуатацию. При политической воле и финансировании за 10 лет все это осуществимо.

– По Вашему мнению, такие изменения в транспортной схеме повлияют на повышение стоимости проезда для пассажиров?

– Ценовая политика подвержена влиянию факторов, которые не связаны с транспортной составляющей.

Оплата проезда на электричках должна быть интегрирована с остальным городским транспортом, тем же «Подорожником». Надо внедрять практику билетов с временным интервалом, в который можно воспользоваться неограниченное число раз различными видами транспорта. Сейчас в Москве на сложный маршрут с пересадками пассажир тратит меньше, чем в Петербурге.

Беседовала Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions