+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.12.2020 14:35:23
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Главный вопрос 2020 года – тарифный

О горячих вопросах, тенденциях и перспективах постковидной эпохи, о том, как на их решение может повлиять дискуссия в рамках конференции «Рынок транспортных услуг», которая пройдет 10 декабря, мы разговариваем с генеральным директором Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павлом Иванкиным.
Главный вопрос 2020 года – тарифный
– Павел Анатольевич, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся на транспортном рынке в 2020 году? Какие события года более всего повлияли на его работу?

 – Можно сказать, что год был интересный. Он позволил задуматься о будущем и выработать технологии, которые будут востребованы. Транспортники столкнулись с падением погрузки, и этот своеобразный передых позволил подумать о том, как и куда можно трансформировать рынок и какие новые технологии появятся?

В условиях глобального локдауна резко выросло количество информационных решений конкретно на железнодорожном транспорте: уровень IT-обеспечения, электронного документооборота, цифровые технологии. Это заслуга года. В оперативном режиме были продуманы и разработаны достаточно сильные технологии, которые позволяют сегодня говорить о прорыве в деле создания цифровой железной дороги.

Интересным год был и для пассажирских перевозок. Глобальное падение пассажирооборота заставило ФПК и пригородные компании отвечать на вызовы, искать пути решения, оптимизировать маршрутную сеть, искать альтернативные варианты загрузки. Локдаун стал точкой поиска нестандартных решений для пассажирских перевозок. В сегодняшней ситуации мы видим, что ФПК и пригородные компании с этим справились. И отложенный спрос, который сформировался весной, уже летом показал быструю тенденцию к восстановлению.

Отдельное спасибо можно сказать ТМХ, который в этих условиях сумел представить новую модель плацкартного вагона. Они не стояли, не жаловались на жизнь, а разработали и представили перспективный концепт.

Отдельно нужно отметить планы ОАО «РЖД» ввести в строй в 2020 года 226 особо значимых участков на Восточном полигоне. Несмотря ни на что, РЖД отчитываются, что работы идут по графику и все объекты войдут в строй. Если компании удастся это сделать, то надо признать хорошую работу отвечающих за это менеджеров. Особенно если учитывать, что в 2018 году, когда не было негативных факторов, с плановыми задачами на Восточном полигоне РЖД не справились.

Но, кроме положительного опыта для отрасли, сформировались довольно большие риски на будущее.

Главный из них – это финансовая нестабильность крупных игроков, включая РЖД. Часть операторов с этим справились, а некоторые грузовладельцы и РЖД получили серьезный урон, который они будут пытаться устранить. В каком виде это будет: рост тарифов, сокращение инвестиционной программы, снижение издержек? Пока вопрос открытый. Но уже ясно, что это риски последующих периодов, которые были сформированы в 2020 году.

 – То есть год создал долгоиграющие тенденции по крайней мере на среднесрочную перспективу?

– Да. Грузовладельцам и операторам надо будет как-то компенсировать финансовую неустойчивость, которую они получили в этом году. А поскольку это бизнес, то надо понимать, что она будет компенсироваться через цены, сокращение персонала или прекращение индексации заработной платы. Эта ситуация будет отыгрываться еще год-два.

 – Какие складывающиеся сейчас тенденции будут серьезным фактором для отрасли в 2021 году?

 – За счет того, что РЖД сделали серьезный шаг вперед в области цифровых технологий, взаимоотношения между владельцем инфраструктуры и грузовладельцами будут все больше развиваться в сети. Уровень виртуального общения и электронного документооборота приведет к сокращению живого общения с персоналом. Трендом на 2021 год и далее будут коммерческие операции без участия персонала.

Пандемия создала у людей эффект страха. Фобия перед живым общением останется у многих людей и будет влиять на способы взаимодействия и коммуникации. Это тоже будет трендом на следующий год. Причем это можно сказать как для коммерческой работы операторских компаний, так и для вагоноремонта. Уже сейчас бесконтактные технологии работы предлагаются вагоноремонтными компаниями.

 – Какие вопросы требуют обсуждения между регуляторами и транспортным сообществом в конце 2020 года?

 – Пока на повестке дня вопрос о тарифной политике. Он стоит даже не на 2021 год, а на более дальнюю перспективу. Сегодня существует большое количество тарифных инициатив, которые требуют обсуждения. Если какие-то нововведения введут с 2024-го, то у бизнеса остается совсем немного времени, чтобы к ним адаптироваться. Для адаптации надо расставить точки над i. Тарифные инициативы – самое важное.

Еще необходимо решить вопросы с проведением ТОРа. Только через дискуссию, а не с помощью попыток ввести по-тихому какие-то приказы. Вопрос требует широкого обсуждения с привлечением всех участников перевозочного процесса и собственника инфраструктуры.

Ну нужно относить ответственность за ТОР только на операторов, которые, может быть, где-то выпускают на линию не очень качественные вагоны. Есть претензии и к инфраструктуре, где эксплуатируется вагон. Если вагон выходит исправным, идет более 2 недель по инфраструктуре и с ним что-то происходит, то говорить о том, что это вина оператора, очень спорно. Может быть, его неправильно спустили с сортировочной горки? Может быть, локомотив применил неправильную схему торможения? Все это требует обсуждения. Мне кажется, настало время сесть за стол и открыто проговорить все вопросы, объявить переходный период к подготовке к новым правилам и ввести их. Здесь нужна такая же прозрачность, как в тарифной политике.

 – Кого бы Вы назвали человеком года в транспортной отрасли?

 – Наверное, я бы назвал человеком года Сергея Шишкарева. Мало того, что он безупречно закрыл сделку по покупке «ТрансКонтейнера», он адаптировал свою группу к работе с ним даже с учетом конфликта команд. Мы видим, что ТК перестало лихорадить.

 – И он опять подружился с РЖД.

 – Да, и это. Он подписал большое соглашение с РЖД. В принципе, мы видим, что группа «Дело» очень хорошо прошла кризис 2020 года. Понятно, что рост контейнерного транзита помог. Но тут виден и вклад Шишкарева. Он сумел за короткий промежуток времени привести ТК в рабочее состояние. Это делает его человеком года.

 – Вы участвуете в конференции РТУ. Какие вопросы, на Ваш взгляд, нужно оперативно рассмотреть на конференции и довести позицию участников до регуляторов и владельца инфраструктуры?

 – С учетом неясной позиции РЖД по вопросам индексации тарифов на 2021 год я бы еще раз обсудил вопрос сохранения принципа долгосрочной индексации тарифов. Отразил позицию участников в резолюции конференции и отправил ее регуляторам.

Будет также правильным заявить о том, что РЖД-Партнер и его профильные конференции (РТУ, «Грузовая панорама») готовы стать площадками, на которых можно широко и совместно обсуждать новый прейскурант и новые подходы к тарифной политике. Мы готовы выслушать на этой площадке предложения ОАО «РЖД», а редакция в течение 2021 года обеспечит кворум грузовладельцев для их широкого обсуждения. Чтобы к моменту принятия решения по этим документам в правительстве было понятно, что существует площадка, которая не просто защищает свои идеи, а дает возможность высказаться всем участникам рынка, включая мелкий и средний бизнес. Тарифный вопрос – самый горящий и самый непонятный на сегодняшний день.

Беседовал Алексей Лебедев

Напомним, что эти и другие актуальные для рынка вопросы будут обсуждаться на XVIII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая пройдет 10 декабря 2020 года в формате онлайн. Девиз мероприятия – «Разговор без купюр».

Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» ежегодно привлекает более 300 участников – руководителей транспортно-логистических, стивидорных, операторских компаний, представителей грузогенерирующих промышленных предприятий, отраслевых ведомств и органов власти, а также экспертов. Столь многочисленная и разнообразная аудитория создает возможность для налаживания полезных связей и живого общения непосредственно на площадке конференции. 

Зарегистрироваться для участия в мероприятии можно здесь, по тел. +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru

О том, как оценивают данные предложения регуляторы и собственники вагонов, мы будем информировать наших читателей по мере поступления информации.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions