+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.10.2019 15:21:07
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Что несет с собой цифровизация на морском транспорте?

Попробуем сделать прогноз: что ждет в будущем рынок транспортных услуг. На эту футуристическую тему свои прогнозы сделал профессор кафедры портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов.
Что несет с собой цифровизация на морском транспорте?
– Александр Львович, как в будущем новые технологии могут поменять правила игры? Например, на морском транспорте.

– Весьма кардинально. Например, морские суда на некоторых направлениях могут стать ненужными. Например, им на замену могут появиться автономные плавающие контейнеры (дроны).

Это превратит перевозки в еще более модульную индустрию, чем сейчас представляют собой нынешние контейнерные транспортировки. И мешает этому по сути только отсутствие на данный момент эффективных малотоннажных движителей.

– Еще одна интересная идея – гиперлуп: что он может привнести на контейнерный рынок?

– Суперпетля Илона Маска может быть приспособлена, скажем, для создания контейнеропровода. Кое-где это способно потеснить морские перевозки. Правда, их полное вытеснение представляется маловероятным.

В чем сила и слабость агрегаторов

– Сейчас ведущую роль при морских перевозках играют агрегаторы. Или агенты, не осуществляющий перевозку грузов на собственном судне, а выступающий в роли консолидатора сервиса. Им соответствует термин NVOCC, что означает: Non-Vessel Operating Common Carriers. Что с ними будет завтра?

– В цифровом мире NVOCC, которые сегодня обрабатывают более половины глобальных грузов, могут встретиться и с другими проблемами.

Ведь они создают добавочную стоимость за счет объединения сухопутных логистических функций – ведут переговоры с контейнерными линиями, берутся за услуги со сложным таможенным оформлением. При этом предлагают сквозные ставки, что делает цены прозрачнее, а сервисы – доступнее.

В контексте цифрового переворота представляется весьма маловероятным, что в 2067 году таможня будет требовать какие-либо печати на документы Обмен документами станет электронным.

Обмен информацией в реальном времени по глобально согласованным стандартам ускорит грузопоток, но снизит стоимость, добавляемую посредниками.

Экспедитор – лишнее звено?

– Такие перемены влекут за собой новые риски для института форвардеров. Что с ними будет?

– Уже сейчас при некоторых видах перевозок экспедиторские услуги становятся не нужны. Например, при Интернет-торговле.

«Амазон» организует свой грузовой сервис Prime Air наряду с приобретением китайской лицензии океанского грузового экспедитора. Обсуждается покупка инфраструктурных объектов, подобных аэропорту Франкфурт-Хан.

«Алибаба» в партнерстве с COSCO создала логистическую платформу для малых и средних предприятий.

Uber и Tencent (владелец WeChat), расширяют логистические и транспортные услуги.

Суда-кашалоты и маленькие дроны

– И что дальше?

– В будущем появятся суда вместимостью до 50 000 TEU. Такие размеры потребуют изменений в технологии обработки контейнеров. Возможно, появятся модульные дроноподобные контейнеры, с помощью которых будут обслуживать в 5 раз больший объем торговли, чем сейчас.

В таком случае грузовое экспедирование как самостоятельный бизнес практически исчезнет, поскольку цифровое общение устранит потребность в посредниках для организации логистических услуг клиентам, связанным в цепи добавления стоимости.

Но для этого транспортные сети должны стать полностью автономными: от загрузки, размещения, перевозки до разгрузки на автономные поезда и грузовики – возможно с дронами для доставки на последней миле. Запросы клиентов должны стать диверсифицированными: некоторые клиенты будут ожидать от перевозчика полной интеграции в их логистические цепи поставок.

Некоторые клиенты будут ожидать от перевозчика полной интеграции в их логистические цепи поставок, готовые платить за это, но другие – по-прежнему требовать морской перевозки по самой низкой цене. Оба класса клиентов будут настаивать на прозрачности и надежности транспортых сервисов как нормы, а не как исключения.

Беседовал Андрей Лазарев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions