+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.04.2022 13:16:12
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Через Китай к звездам

Путь к космической прибыли открывают космические туристы, говорит РЖД-Партнеру популяризатор науки и инженер Молодежного космического центра МГТУ им. Баумана Марат Айрапетян. Он утверждает, что услуги космоса сейчас на пике спроса. А если удастся запустить марсоход, то спрос только вырастет.
Через Китай к звездам
– Марат, программа ExoMars подразумевает, что осенью 2022 году Россия и Европа запустят марсоход. Что сейчас – проект будет реализован?

 – Европейское космическое агентство уже заявило, что совместная миссия отменяется. Планируемый пуск – это вторая часть миссии. Она состоит из посадочной платформы, которая должна обеспечить мягкую посадку марсоходу, и самого марсохода. Посадочную платформу «Казачок» делал «Роскосмос» (и несколько приборов марсохода), а сам марсоход – ЕКА. Получается, что у «Роскосмоса» есть посадочная платформа без марсохода, у ЕКА – наоборот.

«Роскосмос» намерен отправить платформу самостоятельно на ракете «Ангара», вероятно, платформу снабдят научными приборами.

Как приземлять на Марс марсоход – непонятно, потому что создание платформы – длительный и трудоемкий процесс, а марсоход не предназначен для долгого хранения на Земле.

– О долгом хранении. Есть прогноз, что после 2025 года на МКС начнется лавинообразный выход систем…

 – Да, это действительно так. Любое техническое устройство имеет срок службы, и космические станции – не исключение. А просто заменить блоки станции – практически невозможная задача.

Станцию затопят. Как и МИР. И проект будет завершен. Космическая отрасль после окончания проекта либо поддержит международные проекты по созданию орбитальной станции вокруг Луны, либо начнет самостоятельное движение и создаст национальную станцию, как это сейчас делает Китай. «Роскосмос» склоняется к созданию своей станции, судя по заявлениям в СМИ. У «Роскосмоса» уже есть договор с Китаем о взаимопомощи и сотрудничество в космосе, уже анонсировано создание совместной базе на Луне.

 – Илон Маск и его компания SpaceX – после ввода санкций он получил монополию на космос?

 – Пока SpaceX предоставляет наиболее выгодные условия для пусков коммерческих аппаратов. Да, санкции сыграли роль, и эта роль – большая. Выполнение услуг «Роскосмосом» затруднено. Но и для России космос – тоже бизнес.

Маск – новатор, и его новые идеи действительно двигают бизнес вперед. Он запускает проект по широкополосному доступу в интернет Starlink. Однако и российский оператор реализует аналогичный проект – «Мегафон 1440».

Астронавты после закрытия программы Shuttle тоже летали на наших «Союзах», сейчас они летают на кораблях от Маска. Маск просто закрыл потребность NASA в своих кораблях для полетов на МКС, своих ракетах для запусков своих спутников. Теперь он предлагает свои услуги и другим государствам.

 – Продолжит ли «Роскосмос» сотрудничество с NASA?

 – Да, сотрудничество по проекту МКС однозначно сохранится. Станция создавалась таким образом, что нельзя технологически разделить модули России и США.

Но с реализацией других международных проектов с NASA не все так однозначно. «Роскосмос» уже заявлял о сомнениях по поводу присоединению к NASA при создании новой международной станции вокруг Луны Deep Space Gateway. NASA отводит «Роскосмосу» позицию «на заднем плане», а не на равных партнерских условиях, как это было с МКС. Скорее всего, «Роскосмос» будет делать свою орбитальную околоземную станцию РОСС, однако окончательное решение еще не принято.

Россия также прекращает поставки в США двигателей РД180 и РД181, а также прекращает обслуживание двигателей, которые находятся в распоряжении США. Сотрудничество сворачивается и на ниве исследования Солнечной системы. Рогозин уже заявил, что в условиях санкций участие США в проекте «Венера-Д» невозможно. Это один из самых перспективных проектов ИКИ РАН по высадке аппарата на Венеру.

 – Туристические программы «Роскосмос» тоже сворачивает?

 – «Роскосмос» недавно запустил в космос двух японцев. Поймите, космос – тоже бизнес, и бизнес крайне прибыльный. После съемок киноэкипажа «Вызов» число заявок на туристические полеты значительно выросло. «Роскосмос» и дальше будет запускать туристов.

С коммерческими пусками космических аппаратов для других государств уже есть проблемы: санкции значительно сказались, кроме того, сильнейшая конкуренция со стороны SpaceX.

– Этой осенью первый наш космонавт должен отправиться в космос на корабле Илона Маска, взамен американский астронавт в очередной раз полетит на «Союзе». Будут ли осуществлены эти планы?

 – Действительно, такие планы были. Так как этот проект запланирован в рамках программы МКС, вероятность его осуществления остается.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions